Варианты сюрпризных моментов. Сюрпризный момент Варианты сюрпризных моментов

Множество позитивных идей для удачных сюрпризных моментов собраны на страницах данного тематического раздела. Именно эти моменты часто становятся той самой «изюминкой» праздничного мероприятия, по-настоящему воодушевляющим и запоминающимся событием.

Наши МААМовские авторы знают по своему опыту, как организовать неожиданную игровую ситуацию новизны, которая вызовет бурю положительных эмоций, когда дети радостно оживляются, а их деятельность активизируется. Здесь для Вас найдутся сюрпризные моменты «на все случаи жизни»: для утренников и тематических мероприятий к любому празднику.

Сюрприз, сюрприз! Да здравствует сюрприз!

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 100 .
Все разделы | Сюрпризный момент

Праздник в детском саду – это яркое, радостное событие в жизни ребенка. Трудно представить себе праздник без сюрпризных моментов . Именно они вносят в праздничный сюжет элемент неожиданности, загадочности. Содержание сюрпризного момента определяется частью праздника. Например, в...

Сюрпризный момент «Мышонок Пик» на новогоднем празднике для детей среднего и старшего дошкольного возраста Сюрпризный момент "Мышонок Пик" на новогоднем празднике для детей среднего и старшего дошкольного возраста Снегурочка : Дед Мороз, а ты ребятам обещал волшебство показать? Дед Мор оз : Обещал, значить покажу. Только свой мешок возьму. Дед Мороз идёт за мешком, выносит,...

Сюрпризный момент - Сюрпризный момент на новогоднем празднике «Волшебные часы» для младших дошкольников

Публикация «Сюрпризный момент на новогоднем празднике «Волшебные часы» для...» Сюрпризный момент с часами Снеж Кор: Ни за что не поверю! Дед Мороз: Мы тебе сейчас это докажем и сами расколдуем новогодние часы. Ребята, вы готовы? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте, что я скажу. (Начинает звучать волшебная музыка. Раз, два, три, четыре, пять,...

Использование сюрпризных моментов и их роль на праздничном утреннике Что такое сюрприз? Это, прежде всего, неожиданность, удивление, радость, восторг. Это те эмоции, которые так необходимы нашим детям и которых им так не хватает в повседневной жизни. А ведь именно радость оказывает «могущественное и наиболее благотворное воздействие на ребенка»,...

Новогодние сюрпризные моменты Волшебная дверь (утренник «Буратино») Дед Мороз: А ну, Карабас, отдавай нам наш ключик, а то заморожу тебя! Карабас: Забирайте, забирайте, только не морозьте меня. Карабас отдает золотой ключик, убегает. Дед Мороз: Ну что, ребята, поможете мне найти подарки? (Да) Тогда зажигайте...

Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Новогодний сюрпризный момент» Новогодний сюрпризный момент в детском саду для детей 6-7 лет «В заветной сказочной стране» Действующие лица: Дед Мороз, Снегурочка, Воробей, Медведь, Заяц, Ворона, Гном. В подготовке сюрпризного момента принимают участие как взрослые, так и дети. Возможен и другой вариант,...

Сюрпризный момент - Консультация для воспитателей «Варианты сюрпризных моментов»

ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ 1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми...

Даннный мастер-класс предназначен для педагогов, родителей и сташих школьников. Нам понадобится: двухлитровая пластиковая бутылка, крючок, пряжа желтого, коричневого и зелёного цветов, иголка, ножницы, клей ПВА. Из пластиковой бутылки отрезаем заготовку под стаканчик нужной...

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок — цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих — черные.

18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

20. К детям приходят персонажи кукольного театра — дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

21. Входят персонажи — Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.

26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, — подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).

28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

32. Педагог вносит две маски — одна с веселым лицом, другая — с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.

37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.

40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.

ВАРИАНТЫ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ

1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил.

2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит.

3. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал... Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать...

4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату.

5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово.

6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках - таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах.

7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам.

8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций.

9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). Дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи.

10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.

11. В группе «вырастает» необычный цветок - цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей.

12. Присутствие в группе Духа банки с водой. Две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше.

13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга.

14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям.

15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка.

16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами).

17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих - черные.

18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком.

19. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей.

20. К детям приходят персонажи кукольного театра - дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается.

21. Входят персонажи - Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни.

22. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж.

23. В группе присутствует добрый Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки.

24. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел.

25. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей.

26. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям.

27. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, - подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием).

28. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно.

29. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки.

30. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие.

31. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова.

32. Педагог вносит две маски - одна с веселым лицом, другая - с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей.

33. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать.

34. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их.

35. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол.

36. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать.

37. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк.

38. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон.

39. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей.

Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д.

40. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок.

41. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку.


Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

a) наглядные;

b) практические;

c) словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы — имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

Наглядные методы и приемы — использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышлениеи речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

Распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.)

За изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. д.) — дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

Репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливаетсясостояние объекта, по части — картина всего явления;

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателемследующих требований:

Ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

Планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

Учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

Высокая умственная активность и самостоятельность детей.

Метод демонстрации включает различные приемы:

Показ предметов — один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда,оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Показ образца — один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок,аппликация, поделка;

Показ способа действий — используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Демонстрация диафильмов, кинофильмов, видеофильмов, спектаклей в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение представлений детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей — их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующихэтапов:

Предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

После просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

Через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

После повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ — выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли втеатр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Рассматривание картин в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент — знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника — игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

Упражнения;

Игровой метод;

Элементарные опыты;

Моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

Упражнение — это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

Подражательного характера;

Конструктивного характера;

Творческого характера;

Игровые.

Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

Моделирование — процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие — оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

Рассказы воспитателя

Основная задача этого метода — создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

Рассказы детей

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

Чтение художественных произведений детям

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

Беседы

Беседы применяются для уточнения, коррекции представлений, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации представлений, их дальнейшего углубления и осознания.

Методы повышения познавательной активности

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей)

Сравнение

Метод моделирования и конструирования

Метод вопросов

Метод повторения

Решение логических задач

Экспериментирование и опыты

Методы повышения эмоциональной активности

Игровые и воображаемые ситуации

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации

Сюрпризные моменты

Элементы творчества и новизны

Юмор и шутка (учебные комиксы)

Методы обучения и развития творчества

Эмоциональная насыщенность окружения

Мотивирование детской деятельности

Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование)

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее)

Игровые приемы

Юмор и шутка

Экспериментирование

Проблемные ситуации и задачи

Неясные знания (догадки)

Предположения (гипотезы)

ЗАНЯТИЕ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

На занятии идет освоение детьми определенного объема представлений, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному учебной программой дошкольного образования;

Они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

Они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению представлений, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием - в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать информацию.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

НА ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«ТВОРЧЕСКИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ-2018»

Тема конкурсной работы «Идеи, которые я реализую на занятиях».

Идея №1: Сюрпризные моменты, применяемые воспитателем

в игровой деятельности с детьми в ДОУ.

ВВЕДЕНИЕ

Дошкольный возраст – это возраст игры, сказки и волшебства. На занятиях в детском саду ребенок погружается в интересный, увлекательный мир знаний, фантазии, где он удивляется, задумывается, анализирует. Превратить любое занятие в удовольствие – вот что должен уметь делать воспитатель. Воспитатель – как актер, который принимает на себя разную роль.

Но в первую очередь воспитатель выполняет роль режиссера, который создает и воплощает свой замысел педагогического взаимодействия с воспитанниками через применение различных форм и методов. Повышению интереса к занятиям у детей способствует введение в непосредственную образовательную деятельность различных сюрпризных моментов, которые привлекают внимание детей, вызывая у них заинтересованность предстоящим занятием.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Педагогу как режиссеру необходимо создать нужную атмосферу для решения педагогических задач, настроить воспитанников на активное участие в деятельности, расположить их к творчеству. Я стараюсь включать такие сюрпризные моменты, как «Нам пришло письмо», «К нам пришел гость», «По дороге в детский сад я нашла…» и т.д. и т.п. Традиционный метод – «Нам пришло письмо» (прил.1). А в письме перечисляются задания, которые дети должны выполнить, чтобы помочь кому-либо. Например, в своем занятии «Спасение Винни-Пуха и Чебурашки» я использовала письмо от героев, которые просят ребят о помощи – спасти их из заколдованного замка. Для этого ребятам нужно было выполнить ряд заданий с блоками Дъенеша. В конце занятия ребята «спасли» пленников из замка. Конечно, роли озвучивал только один воспитатель, меняя интонацию и тембр голоса.


В качестве сюрпризного момента я применяю не только какие-либо предметы (конверт, коробка). Детям очень нравится, когда к ним в гости приходят герои различных сказок и мультфильмов, когда неожиданно включается музыка и откуда-то слышится голос героя.

Всем известно, что в сказке про Чебурашку три главных героя – сам Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк. Представить этих героев в виде больших картинок и озвучить одним воспитателем – это может быть интересно для совсем маленьких дошколят. А вот старшим дошкольникам это не совсем интересно, так как голос своего воспитателя они уже знают в разных интонациях. Поэтому моей идеей стало то, чтобы игрушка начала «разговаривать» и вести диалог с кем-либо. Для воплощения моей идеи нужна была игрушка с каким-либо набором фраз.

В магазине игрушек я приобрела музыкального крокодила Гену и обычную игрушку Чебурашка (прил.2)

У крокодила Гены были заложены такие фразы:

Привет! Я – Гена. Крокодил.

Молодой Крокодил хочет завести себе друзей.

Где-же Чебурашка? Чебурашка! Чебурашечка!

Чебурашка, ты настоящий друг!

Это ты здорово придумал! Молодец!

Я к вам Чебурашку привел, чтобы вы его научили читать и писать, конечно, тоже.

Куплет из песни «Пусть бегут неуклюже…»

Каждая фраза звучала только тогда, когда нажимаешь кнопку на игрушке.

Прослушав эти фразы, передо мной, как педагогом-режиссером, встала задача – составить сценарий занятия с диалогом между воспитателем, т.е. мной, и Геной. Я задумала составить конспект по , а именно по формированию элементарных математических представлений. Первые три фразы Гены я использовала в начале занятия, а остальные – в конце. В тексте подчеркнуты фразы, заложенные в игрушке.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы скоро станете школьниками. А для того, чтобы хорошо учиться в школе, надо много знать, уметь, думать, догадываться. Сегодня мы будем решать необычные задачи, выполнять задания на смекалку и сообразительность. (Замечает Крокодила Гену)

А кто это к нам в гости пришел? (нажимаю на кнопку)

Крокодил Гена: Привет! Я – Гена, Крокодил.

Воспитатель: Очень приятно. А зачем ты к нам пожаловал? (нажимаю на кнопку еще раз)

Крокодил Гена: Молодой Крокодил хочет завести себе друзей.

Воспитатель: Так ты пришел туда, куда надо. Друзей найдешь тут много. Смотри – сколько ребят собралось! А может, ты кого-то особенного ищешь? (нажимаю на кнопку еще раз)

Крокодил Гена: Где же Чебурашка? Чебурашка! Чебурашечка!

Воспитатель: А-а-а, так ты ищешь Чебурашку! Ребята, вы не видели Чебурашку? …..

Далее дети выполняли различные математические задания. И в конце занятия, когда Чебурашку нашли в коробке с настоящими апельсинами, которыми он угостил ребят (это тоже было моей идеей – настоящие апельсины), между воспитателем и Геной опять завязался диалог:

(Я нажимаю на кнопку)

Крокодил Гена (обращается к Чебурашке): Чебурашка, ты – настоящий друг! Это ты здорово придумал, молодец!

Воспитатель: Конечно, здорово – угощение на славу! Только что-то кажется мне, что это вы вдвоем с Чебурашкой придумали, чтобы дети решали задания и за свои знания получили угощение, так? Вы же не просто так к нам в гости пришли? (нажимаю на кнопку еще раз)


Крокодил Гена (обращается к воспитателю): Я к вам Чебурашку привел, чтобы вы его научили читать и писать, конечно, тоже.

Воспитатель: Не волнуйся, Гена, ребята научат его не только читать, писать, но еще и считать, то есть всему, чему они научились в детском саду. Правда, ребята? Скажите, чему вы сегодня научились и чему вы сможете научить Чебурашку? (Ответы детей) Ну, а на прощание спой нам, Гена, свою любимую песню. (нажимаю на кнопку еще раз) (Гена исполняет куплет из песни «Пусть бегут неуклюже…»)

Получилось очень интересное и необычное занятие – игрушка «разговаривала» с воспитателем!

Со старухой Шапокляк было чуть посложнее – в магазинах такой игрушки не оказалось. Я вставила картинку Шапокляк в презентацию POWER-POINT и озвучила её, зажав двумя пальцами свой нос, тем самым изменив свой голос на противный старушечий (прил.3). В нужный момент мне нужно было только нажимать кнопку на дистанционном пульте управления к интерактивной доске и включать голос Шапокляк.

Следующей моей идеей при проведении непосредственной образовательной деятельности с детьми стало привлечение к деятельности младшего воспитателя и применение портативной колонки. Для этой моей идеи потребовался маскарадный костюм и портативная мини-колонка. На одном из моих занятий младший воспитатель сыграла роль инопланетянина (прил.4) Нужно было только приобрести соответствующий костюм и согласно составленному мною сценарию занятия в нужном месте нажимать кнопку на мини-колонке, которая находилась в руке у младшего воспитателя. Сценарий занятия таков – инопланетянин «перелетал» вместе с детьми от одного дома к другому, в которых проживали люди разных народов, и нужно было включать народную музыку, соответствующую данному дому. Переключение музыки происходило незаметно для детей – ведь колонка умещалась в руке и не нужно было самому подходить к магнитоле и переключать. Действие происходила как-бы само собой: «прилетели к домику» и тут-же включилась музыка.

Идея №2: «Утренний сбор»

Еще одна моя идея, которую я применяю ежедневно на протяжении многих лет, – после утреннего приема детей проводить «утренний сбор»: перекличку и «пересчёт» поступивших детей таким образом:

  • в младшем дошкольном возрасте: воспитатель либо сам, либо вместе с любой куклой «би-бо-бо» обходит сидящих в кругу детей, каждого гладит по головке сам или с помощью куклы, или каждого ребенка кукла (котенок, собачка и т.п.) «целует» в щечку и называет всех по имени, приговаривая: «Здравствуй, Маша!», «Здравствуй, Петя!» (прил.5) .

Хороший результат получается после «обнимашек», когда воспитатель говорит: «Ну, вот, сегодня вы опять встретились со своими друзьями. Давайте обнимемся с ними!» (прил.6)

Таким образом ежедневно решаются такие задачи:

1)«Способствоватьнакоплениюопытадоброжелательных со сверстниками

2) Формировать доброжелательное отношение друг к другу

  • в старшем дошкольном возрасте: воспитатель либо сам, либо поручает кому-то из ребят пересчитать всех детей по порядку: ребенок начинает считать, поглаживая другого по руке или по голове (прил.7). В конце объявляет воспитателю, сколько детей сегодня пришло. Если он ошибся в общем подсчете – дети поправляют его или другой начинает счет. Либо – считают все вместе хором за ведущим, что наиболее эффективно. Таким образом ежедневно решаются следующие задачи:

1) «Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

4) Познакомить со счетом в пределах 20

5) Знакомить с числами второго десятка

Идея №3: Ритуалы приветствия и прощания.

Так-же в своих занятиях с детьми я использую идеи своих коллег. Особенно мне нравится идея ритуалов приветствия и ритуалов прощания . Ритуал приветствия проводится в начале занятия различными способами: пальчиковой гимнастикой, речевой игрой, с перышком, с колокольчиком и т.д. и т.п. Например, дети стоят в кругу, ребенок берет в руки перышко, гладит им по щеке рядом стоящего и говорит такие слова: «Доброе утро, Маша! Ты сегодня такая красивая!» И передает перышко Маше. Далее Маша гладит по щеке рядом стоящего ребенка, тоже желает ему доброго утра и говорит ему ласковые слова (прил.8).

Ритуал прощания проводится в конце занятия и включает в себя легкие прикосновения руками или пальчиками друг к другу(прил.9). Эти ритуалы способствуют накоплению опыта добрых взаимоотношений между детьми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, «поскольку дошкольники обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения необходимо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приемы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость» и лучше усваивают тему и содержание занятия. Воздействовать на интересы детей очень помогают сюрпризные моменты, в которых главная составляющая – неожиданность – побуждает детей задумываться, размышлять и делать какие-то выводы. Преподносимый воспитателем материал должен вызывать удивление, изумление у ребенка. Только тогда у детей будет интерес к знаниям.

Воздействовать на чувства детей можно через тактильные приемы – «обнимашки», поглаживания.

И не будем забывать, что воспитатели – это такие люди, которые в душе должны всегда оставаться детьми. Иначе дети их не примут, не пустят в свой мир.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Педагогическая режиссура (с тренингом публичного выступления): . Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 164 с.
  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная / Под.ред. , . – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
  3. Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет / сост. . – Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.
  4. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет: модели комплексных занятий / авт.-сост. , . – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 159 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


Приложение 5





Приложение 6

Приложение 7


Приложение 8

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!