Услуги логопеда для восстановления речи после инсульта. Первостепенная задача после инсульта — восстановление речи. Какие ошибки допускают родственники больных

В это время логопеда найти не сложно. Они имеются во всех областных больницах, а также и в неврологических отделениях городских больниц и районных поликлиник.

Начинать логопедические занятия лучше всего в первые две недели после инсульта. Потому что в этом периоде восстановительное обучение будет иметь наибольшую эффективность.

Помощь близких

Перед занятиями с больным нужно спокойно поговорить, подготовить его к выполнению заданий, успокоить его.

1. В присутствии больного надо обговаривать вопросы, затрагивать такие темы, чтобы они касались его, но не травмировали.

Например, обсуждать любимые телевизионные сериалы или передачи больного. Ни в коем случае не упоминайте о его повреждении речи.

2.Помогите почувствовать больному, что он не один, что вы тоже помогаете ему, делаете для него все необходимое.

Говорите при нем негромко и спокойно, чтобы он прислушивался к речи близких ему людей.

3. Часто больные не понимают речь, поэтому и не идут на контакт. В этом случае надо показывать больным картинки. на которых изображены различные предметы, животные, растения. Обязательно должны быть подписи к ним, написанные на небольших листах бумаги. Сначала эти подписи больной должен разложить к картинкам, которые обозначают их слова. Позже он должен читать эти подписи вслух.

4 . Всегда хвалите его за выполнения заданий, но не ругайте, когда что-то не получается — это может травмировать его.

5. Следующее задание заключается в том, что больному задают предмет (говорят вслух), а он должен найти его в помещении и показать.

6. После этого больного обучают словам, которые близки по звучанию, например, «ложка — кошка», «стул — стол» и т.д.

7. Следующие задание — восстановление понимания речи на слух. С больным надо заводить разговоры на темы дня. Например спросить, не хочет ли он есть, причесаться. Надо попросить его выпеть лекарство, подать ложку.

8. Через некоторое время после инсульта (2-4 недели) больной уже может смотреть телевизионные передачи или слушать радио — это тоже стимулирует восстановление понимание речи.

9. Следующие задание — это пение песен, которые больной хорошо знает. Вы сначала должны спеть ему первый куплет, только четко. За вторым разом больной должен вам подпевать.

10. И, наконец, задание по повторению простых фраз, тема которых касается событий дня: «Сегодня приходил врач. Мне уже лучше «.

Главное, чтобы вместе с близкими занимались опытные логопеды.

Афазия. Восстановление речи после инсульта, черепно-мозговой травмы

На ваши вопросы отвечает логопед-дефектолог Коваленко Т.А.

Что такое афазия?

Афазия - это полная или частичная утрата речи, которая возникает в результате очаговых поражений головного мозга, охватывает все языковые уровни, включая лексику, грамматику, синтаксис, фонетику, а также влияет на ее связи с другими психическими процессами. К такому тяжелому нарушению речи могут привести:

  • Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт);
  • Черепно-мозговые травмы, контузии;
  • Нейроинфекционные заболевания;
  • Опухоли головного мозга, кисты, ангиомы;
  • Интоксикации (наркотические, токсические).

Кто чаще всего обращается за помощью?

По статистике, конечно, чаще обращаются взрослые и пожилые люди. Но в моем опыте были и дети, и подростки. Согласно мировой статистике, отмечается увеличение числа больных с инсультом и их омоложение.

Что бы Вы посоветовали в первую очередь предпринять, если случилась такая ситуация, и человек утратил речь, полностью или частично? Как быстро надо начинать реабилитацию?

Если близкие, родные или знакомые увидели отклонение в состоянии сознания человека, частичную или полную утрату речи, то необходима экстренная госпитализация, а также оказание комплексной специализированной помощи, в которую входит лечение больного, максимальное восстановление или компенсация утраченных функций (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК, занятия с логопедом - логотерапия, а также психотерапия). То есть нужно начинать заниматься с логопедом-афазиологом на больничной койке (Прим. администрации Центра Ember: в нашем Центре практикуется выезд логопеда-афазиолога прямо в больницу).

Где может человек с афазией получить помощь, в каких учреждениях? Это платно или бесплатно?

Человек, перенесший инсульт, попадает в острое неврологическое отделение. Как правило, логопеды-афазиологи входят в штат таких отделений. После выписки пациент может получить логопедическую помощь при обращении в районную поликлинику, а также в центрах реабилитации, где оказывается бесплатная медицинская помощь. К сожалению, бесплатно в таких центрах можно получить лишь короткий курс занятий с логопедом, и родственникам больного приходится искать специалиста в речевых центрах с выездом на дом.

Кто должен осуществлять сопровождение человека с афазией, какие специалисты? Какие мероприятия должны входить в курс коррекции? Какую роль играет логопед?

Прежде всего больному с афазией нужна поддержка близких людей, благоприятный эмоциональный фон, желание родных помочь своему близкому, поддержать его в трудную минуту. В восстановительной программе должны участвовать: невролог, клинический психолог, психотерапевт, логопед-афазиолог. В этот курс входят мероприятия, предполагающие индивидуальную и групповую логотерапию, психокоррекционное воздействие, мероприятия по социально-бытовой реабилитации.

В зависимости от очага поражения, его места, назначается план работы: растормаживание речи, работа над устной и письменной речью, а также использование компьютерных программ для «домашней работы».

Какое образование, квалификация должна быть у логопеда, чтобы он мог качественно оказать помощь при афазии?

К работе с такими больными допускается логопед, прошедший курс повышения квалификации по афазии.

От чего зависит прогноз? Какова обычно длительность реабилитации? Всегда ли реабилитация успешна?

Всё зависит от тяжести заболевания и места поражения головного мозга. В случае легкой степени при первичном инсульте речь и психические функции могут быть не затронуты. При тяжелой степени афазии требуется длительный восстановительный курс, который может растянуться на годы.

Как на Ваш взгляд лучше - когда логопед приезжает на дом к клиенту или клиент приезжает заниматься в центр? Что полезнее и почему?

Что касается взрослых пациентов, место проведения занятий никак не влияет на результат. К сожалению, часто бывает так, что чувствуя собственную немощность, пациент бросает занятия с логопедом-афазиологом, не видя быстрого результата. Это очень большая ошибка. И когда нет воздействия на такого человека со стороны близких и окружающих, то очень маловероятно, что он вернется к прежней жизни, которая у него была. Поэтому, если это будут занятия в Центре, которые будут стимулировать его ходить, придерживаться определенного распорядка, режима, то это будет его организовывать с точки зрения эмоционального настроя и самодисциплины.

Поделись ссылкой с друзьями!

Логопед для взрослых: как восстановить речь после травмы или болезни?

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив - желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи - будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи - ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая - кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы - за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года - Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция - метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Восстановление речи после инсульта – одна из важнейших задач при реабилитации больного. Важно не откладывать этот процесс на потом: чем позже начать, тем меньше шансов на успех. И лучше, если к восстановлению речи у больного сразу подойти грамотно.

В этой статье мы рассмотрим необходимые этапы реабилитации и все способы как восстановить речь после инсульта, которые при этом возможны.

­­­­Если вдруг случился инсульт

Что происходит при инсульте? Повреждается кровообращение в различных участках головного мозга в той или иной степени, страдает нервная система, повреждается связь с мозгом. Человек лишается многих возможностей своего организма, о которых он раньше и не задумывался.

Инсульт безжалостно делит жизнь человека на «до» и «после». В лучшем случае, это незначительные изменения в памяти, в речи, в движении. И если вовремя и правильно провести лечение и реабилитацию, человек быстро восстановится и вернется к обычной жизни.

Но случается и полная потеря всех этих и некоторых других функций организма. И тогда человек никогда не станет прежним. Это трагедия как для него самого, так и для его близких.

В этой ситуации нельзя допускать паники. Нужно запастись терпением и предпринять все возможные способы для максимальной помощи больному. Ведь ему предстоит научиться жить заново.

Что необходимо для успешного восстановления больного после инсульта:

  • Конечно же медикаментозное лечение, назначенное врачом. Оно стимулирует нарушенное мозговое кровообращение. Его важно проводить постоянно.
  • Восстановление двигательных функций. Здесь требуются занятия лечебной физкультурой, физиотерапия, возможно использование специальных тренажеров для возвращения чувствительности парализованных конечностей.
  • Работа по восстановлению речи, памяти, способности читать и писать, восприятию действительности. Без помощи логопеда и правильно выстроенной системы занятий тут не обойтись.
  • Комфортный климат в семье, психологический настрой самого пациента, а также его родственников, море терпения и оптимизма.

Нарушение речи при инсульте

Инсульт бывает геморрагический или ишемический. При геморрагическом инсульте к мозгу приливает слишком много крови, могут быть разрывы артерий, а при ишемическом наоборот, крови к мозгу поступает недостаточно.

Геморрагический инсульт встречается реже, но вызывает более серьезные последствия у больного. Но и в том и в другом случае у человека могут быть нарушены участки мозга, отвечающие за речь.

Если отказывает речь, значит нарушения произошли в левом полушарии головного мозга. При таком инсульте правая сторона парализована и речь отсутствует.

Инсульты с парализацией правой стороны происходят чаще, чем с левой. И это лучше для больного, так как в этом случае легче поставить диагноз, поскольку всегда проявлены нарушения речи.

Такие нарушения называют афазией. При этом нарушения могут произойти в разных участках мозга. В зависимости от этого и последствия могут быть разные. Как же восстановить речь после ишемического или геморрагического инсульта?

Разберемся с видами афазии и их последствиями:

  • Амнестическая . Человек может общаться, но периодически забывает названия предметов, о которых он говорит.
  • Семантическая . В этом случае с больным нужно разговаривать исключительно простыми предложениями, сложные он просто не поймет.
  • Сенсорная . Сложный вид афазии, при котором пациент не понимает речь вообще. Она сводится для него к набору звуков. При этом смысл сказанного он практически не может понять.
  • Моторная . Человек все понимает, но не может связно ничего сказать, путает звуки и слова или зависает на каком-то одном звукосочетании.
  • Тотальная . Больной ничего не понимает, никого не узнает, сказать ничего не может. Чаще всего такая фаза бывает сразу после инсульта. Через некоторое время она может перейти в моторную.

Может ли восстановиться речь после инсульта
и как быстро это произойдет?

Никто не может дать 100%-ой гарантии, что больной вообще сможет говорить. Но если действовать быстро, правильно, выполнять все рекомендации специалистов, создать обстановку терпения, любви и заботы вокруг больного родственника, поддержать его максимально в его желании выздороветь, то у него есть гораздо больше шансов быстро восстановить речевую потерю.

Несложные проблемы с речью решаются за 2–6 месяцев при выполнении специальных регулярных тренировок и занятий. Если степень нарушения больше, то и времени потребуется больше.

Иногда это может растягиваться до нескольких лет. Прогноз 5-10 лет считается сроком, после которого изменения к лучшему вряд ли возможны. Однако случаются чудеса выздоровления, но они чаще всего лежат в области нематериальной действительности.

В народе говорят «Дома и родные стены лечат». Это к вопросу о том, как должны вести себя родственники больного инсультом. Первые вопросы, который они задают врачу, звучат так: «Восстанавливается ли речь после инсульта? Можно ли вообще восстановить речь после инсульта? Через сколько времени восстанавливается речь после инсульта?» Родственников можно понять. Но именно от их поведения, от их действий очень многое зависит.

  • Больной должен чувствовать, что он нужен своей семье, что он ценен для нее, что родные верят в него, любят его, искренне желают его выздоровления и нисколько в этом не сомневаются. В таком случае у него появится дополнительная мотивация встать на ноги как можно быстрее. А значит, будет и энергия для этого.
  • С больным и в его присутствии нужно постоянно разговаривать. Тогда он будет ощущать свою причастность к семье. Но самое главное: если тема будет для него важна, он будет пытаться говорить.
  • Хорошо если в доме будут звучать его любимая музыка, песни, которые он раньше пел. Внутреннее желание подпеть может хорошо стимулировать к пробуждению его речевые импульсы.
  • Но лишний шум, многообразие и громкость звуков лучше убрать, чтобы не перегружать больного. Разговаривать с ним нужно тихо, спокойно, без взрывных эмоций. Окружите его своей добротой. При этом не нужно подчеркивать каждый раз, что он неизлечимо болен.
  • Родственникам нужно набраться максимум терпения, поскольку именно они должны стать постоянными помощниками для больного при выполнении упражнений, которые покажет логопед. И ни в коем случае не реагировать раздражением, если упражнение сделать никак не получается.

Что делать, если при инсульте происходит потеря речи

Как же вернуть речь после инсульта? Сразу же после первой необходимой помощи больному, важно обратиться к логопеду.

Только этот специалист сможет правильно оценить степень повреждения речи и составить эффективный комплекс мер для ее восстановления. Главная задача такого комплекса: восстановить речевое дыхание, голос, артикуляцию, интонацию, тембр.

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Не стоит заниматься самолечением в этом случае. Только после показанных логопедом упражнений и массажей, можно будет регулярно выполнять их самостоятельно в домашних условиях при помощи родных.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Артикуляционно-дыхательные упражнения

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Артикуляционная гимнастика после инсульта

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

Логопедический массаж после инсульта

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Особенности работы доктора с больным


Другие методы восстановления речи после инсульта

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

Лицевая рефлексотерапия.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

Лечение стволовыми клетками.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Иглорефлексотерапия.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Заключение и выводы

И в заключение хочется подчеркнуть наиболее важные моменты, о которых нельзя забывать при восстановлении речи у больного после инсульта:

  • Это быстрое реагирование на проблему и не откладывание мероприятий по реабилитации на потом,
  • умеренность во всем,
  • постепенное увеличение нагрузок при занятиях,
  • обязательное обращение к логопеду, а возможно и к дефектологу,
  • строгое выполнение всех их предписаний,
  • огромное терпение и создание максимально доброжелательной атмосферы в доме.

Инсульт – серьезное заболевание, но при таком подходе его гораздо легче одолеть.

Большая часть больных, перенесших инсульт, страдает от нарушения речи. Помимо расстройства двигательных функций, проблемы с речью являются одним из наиболее тяжелым для самого больного. Ведь отсутствие общения, возможность разговаривать со своими близкими является дополнительным стрессом.

Очень важно постараться восстановить речь больного, однако надо понимать, что этим должен заниматься исключительно специалист-логопед.

Виды речевых расстройств, возникающих после инсульта

Нарушения речи после инсульта называются афазией. В зависимости от очага и степени поражения мозга различают несколько видов такого расстройства:

  • Тотальная афазия - полная неспособность пациента разговаривать. Он не понимает обращенную к нему речь и не может ответить.
  • Моторная афазия означает отсутствие способность говорить при полном понимании собеседника. Иногда при этом нарушении человек способен произносить отдельные звуки, но сложить их в полноценную слова он не может.
  • При сенсорной афазии, наоборот, нарушается способность воспринимать речь. При этом пациент имеет полностью сохранный слух и может говорить сам, однако родная речь, обращенная к нему, кажется ему иностранной.
  • Амнестическая форма отличается невозможностью называть предметы. Больной может говорить и понимает собеседников, однако из своего словарного запаса ему трудно выбрать нужное слово, он как будто забыл нужные названия.
  • При семантической форме человек затрудняется с восприятием сложных речевых конструкций. Простые фразы и слова он понимает легко.
  • После инсульта возможно появление .

Помимо системных нарушений речи больные после инсульта могут страдать различными видами . Из-за затруднений двигательной активности возникают сложности с произношением звуков, речь становится невнятной, слова и фразы искажаются.

Занятия логопеда по восстановлению речи после инсульта

Работу по коррекции речевых нарушений следует начинать сразу же после прохождения острого периода заболевания. Если в больнице есть логопед, занятия начинаются уже во время лечения. Однако нужно понимать, что только специалист, имеющий опыт работы с афазией, может определять тактику проведения занятий.

Логопед-афазиолог сможет точно установить вид нарушения речи и распланировать коррекционные мероприятия. На практике редко встречается явный и чистый вид нарушения, поэтому эффективное направление восстановительной работы определяется индивидуально с каждым пациентом.

В соответствии с состоянием больного и типом речевого нарушения составляется личный план занятий, однако основные принципы сохраняются в любом случае:

  • Наиболее важный период для коррекции речи после инсульта - первые полгода-год. Впоследствии пациент адаптируется к своему состоянию и регенеративные способности мозга снижаются. Хотя даже и через год и позже коррекция состояния речи вполне возможна при работе хорошего логопеда и поддержке родственников.
  • Занятия не должны перегружать больного. Первые уроки могут длиться не более 5-7 минут, впоследствии удлиняясь до получаса. При этом только специалист может оценить нагрузку и способность пациента заниматься.
  • В начале занятий логопед должен провести речевое растормаживание, для чего не требуется сложных упражнений. Важно найти эмоциональную составляющую, на которой пациент захочет выйти на диалог. Поэтому рекомендуется не менять логопеда в процессе работы, так как он уже хорошо знает пациента, тип его нарушения речи, особенности и склонности.
  • Несмотря на то что не следует перегружать пациента, все занятия должны идти от простого к сложному для того, чтобы не терялся прогресс.
  • Коррекционная работа ведется исключительно в комплексе с медикаментозным лечением, физиотерапией и прочими процедурами, назначенными лечащим врачом.
  • В логопедической работе хорошие результаты дает музыкотерапия, рисование, пение, облегчая пациенту возможность развития функций речи.
  • В занятия логопед включает упражнения на фонетическое восприятие речи, контроль звукопроизношения, развитие связной речи и функций высшей нервной деятельности.

Работа родственников больного с логопедом-афазиологом

Нельзя не учитывать важность сотрудничества членов семьи со логопедом, занимающегося с пациентом. Часто логопед предлагает родственникам присутствовать на некоторых занятиях, чтобы они могли понять методику и технику выполнения упражнений. Ведь залог результата - это регулярная и тщательная работа.

Важно, чтобы родственники поддерживали в пациенте позитивный настрой и оказывали ему психологическую поддержку. Однако ни в коем случае нельзя излишне нагружать больного в стремлении как можно быстрее достичь результата.

Здесь родственникам также поможет общение с логопедом, который сможет объяснить суть происходящих процессов и подскажет, каким образом вести домашнюю работу по коррекции речевых нарушений.

Советы логопеда членам семьи пациента, перенесшего инсульт:

  • Не ограничивайте общение с родственником, даже в случае значительных нарушений речи. Спокойные, позитивные беседы на интересующие его темы стимулируют включиться в диалог и не позволяют чувствовать себя отстраненным от общества.
  • Старайтесь не выражать недовольство медленными результатами восстановления речи или неправильно выполненными упражнениями. Логопед всегда старается работать на развитие ощущения успешности у пациента, позитивный настрой придает сил и желания работать дальше.
  • Досконально следуйте инструкциям логопеда в выполнении занятий дома . Помните, что только специалист знает, как можно помочь вашему родственнику.
  • Не перегружайте пациента, излишние нагрузки даже при хороших стремлениях могут привести к обратному результату.
  • Ограничивайте просмотр телевизора, так как он тоже способствует перегрузке.

Поддерживайте родственника в его занятиях, подчеркивайте даже незначительные достижения и не оставляйте коррекционных усилий. В сотрудничестве со специалистом можно полностью восстановить речь!

Инсульт – патология, при которой нарушается мозговое кровообращение за достаточно короткий период времени: от 2-3 минут до нескольких часов. В таком случае клетки мозга погибают, что влечет за собой различные осложнения, среди которых – нарушение речевой функции.

Восстановление речи после инсульта предполагает прием специальных препаратов, посещение логопеда и выполнение специальных упражнений. В некоторых случаях не обойтись без оперативного вмешательства.

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.

Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.


После выписки из стационарного отделения восстановление нарушенных функций ложится на плечи родственников. Вернуть речь можно только немедикаментозным способом, ведь мозговые клетки уже разрушены и не поддаются коррекции лекарственными препаратами.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Классификация и симптомы речевых нарушений

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.


Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.


Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Причины нарушения речи при инсульте

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.

Как восстановить речь после инсульта

Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:

  • определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
  • насколько правильно больной строит свои высказывания;
  • имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
  • насколько полно человек контролирует свою речь.


По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.

Лекарственные средства

Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:

  • дегидратационных;
  • нейрометаболических церебропротекторов;
  • с рассасывающим действием;
  • ангиопротекторов;
  • витаминных средств;
  • противосудорожных;
  • гепатопротекторов;
  • препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.

Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.

Занятия с логопедом


Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.

Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:

  • систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
  • постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
  • обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
  • больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
  • использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
  • сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.

После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.

Специальные упражнения

Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.


Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:

  • сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
  • верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
  • высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
  • облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
  • язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.

Дополнительные методы восстановления

Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.

Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.

Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.


Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.

Оперативное вмешательство

Полностью восстановить речь методом оперативного вмешательства невозможно, хоть и существует методика, которую используют крайне редко и при неэффективности иных способов лечения. Это – операция, в ходе которой нейрохирург создает мост, соединяющий речевую область и область, которая не повредилась во время приступа.

Терапевтический эффект от операции имеет слабую выраженность, речь может восстановиться не в полном объеме и, поэтому, ее назначают не часто.

Массаж

Нарушение речи после инсульта можно восстановить методом массажа. Применяют поглаживания, растирания, разминания, легкие постукивания, поколачивания. Начинают манипуляции с шейного отдела, постепенно двигаясь к нижним конечностям.

Прохождение систематических курсов массажа помогает устранить мышечное напряжение, нормализовать кровообращение. Важно довериться в данном вопросе квалифицированному врачу.

Лечение стволовыми клетками

Вернуть речь после инсульта помогает терапия стволовыми клетками. Важно начать таковую как можно раньше. Сразу после стабилизации состояния (в течение первого месяца после приступа) у человека берут образец жировой ткани для выделения и выращивания клеток. Период выращивания – 1-1,5 месяца.


По истечении данного времени больному вливают в кровь полученную суспензию методом капельного введения. Первые положительные изменения можно наблюдать по истечении 2 месяцев.

Роботизированные манипуляторы

В последние годы хорошо зарекомендовали себя роботизированные манипуляторы – специально созданные приспособления, которые помогают ускорить восстановление и устранить нарушения после инсульта. Один из таковых – робо-рука, построенная по принципу экзоскелета.

Особенности работы всех робо-рук одинаковый: при невозможности человеком выполнять определенные движения, автоматически подключается электропривод робо-руки, которая помогает дотянуть конечность больного до определенного предмета.

Соответствующие исследования подтвердили, что за счет применения роботизированной руки большинству больных удалось восстановить и пораженную область мозга, которая ответственна за речевую функцию.

Сколько восстанавливается речь

Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.


Примерные сроки восстановления можно пометить в таблицу:

По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.

Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.

Видео инструкция по восстановлению речи

Инсультом называют острое нарушение мозгового кровообращения, в ходе которого наступает и нарушение речи. Нарушение функции речи, невозможность произносить слова в первые дни после инсульта - отличительная черта патологического процесса. Спустя достаточно короткое время, иногда это несколько дней, развивается тотальная - один из видов речевого расстройства. В зависимости от области поражения головного мозга существуют несколько форм афазий:

  1. Сенсорного типа. Больной теряет возможность различать звуки и понимать их, тоже касается слов - слышит одно, но воспринимает как совершенно иное.
  2. Моторного типа. Нарушается правильное месторасположение органов артикуляции, за счет чего пациент не может говорить вообще либо же искажает звуки.
  3. Амнестического типа. Больной забывает названия предметов или знает, но не может вспомнить как правильно произносить слово.
  4. Динамического типа. Характеризуется тем, что пациент не в состояние связать из нескольких слов предложение.
  5. Семантического типа. На фоне поражения области мозга человеку крайне сложно понимать смысл сложно построенных речевых конструкций, например, поговорок и стихотворений.

У не только нарушается речевой аппарат, но и возможность писать и читать. Изменяется социальный статус человека, такие больные часто впадают в депрессию, считая, что их жизнь окончена и они никому не нужны. Помочь такому человеку в домашних условиях очень сложно. Такому человеку нужны не только специалисты, помогающие восстановить речь, но и круглосуточный уход. По этой причине, многие родственники пожилого человека задумываются о частных пансионатах для престарелых, которые как правило могут предоставить опытного логопеда и эффективные методики восстановления после инсульта.

Восстановление речи с помощью логопеда

Логопед для взрослых после инсульта: стоит ли обращаться? Сразу стоит отметить, что эффективное восстановление речевого аппарата после инсульта может предоставить исключительно логопед - квалифицированный специалист, знающий методики работы с подобной категорией больных. Хороший врач располагает не только способами реабилитации речи, но и имеет знания в области неврологии, лингвистики и психологии. При выборе логопеда обратите на это внимание, поскольку специалист должен будет уметь расположить к себе пожилого человека, убедить, что занятие ему необходимы. Ведь старики - особая группа пациентов, большинство из них, пережившие инсульт теряют интерес к жизни.

Также родственникам очень важно понять, что они не могут самостоятельно использовать техники восстановления речи, изученные в книге или прочтенные в Интернете. Только врач может подобрать верную методику, определить ее дозирование и стимулировать пациенты к речевой деятельности.

Почему не стоит родственникам отказываться от услуг логопеда? Как показывает практика, многие родственники считают, что они вполне сами могут справиться с восстановлением речи, прочитав некоторые рекомендации, тем самым не переплачивая. К сожалению, это в корне ошибочное мнение и позже, это становится понятно всем. В первую очередь, родственники подбирают неправильную схему реабилитации, которая, как правило не эффективна. Как следствие, положительные результаты отсутствуют, больной впадает в депрессию и позже отказывается работать даже со специалистом. Таким образом теряется драгоценное время, ведь первые 6 месяцев самые важные и именно в это период работа с логопедом наиболее плодотворна.

Наши пансионаты:

Чем могут помочь близкие люди?

После инсульта - длительный и медленный процесс, зависящий от общего состояния больного и его индивидуальных особенностей организма.

Даже учитывая тот факт, что восстановлением речи должен заниматься профессионал, но не стоит исключать участие родственников. Родные и близкие люди должны регулярно и подолгу разговаривать с пожилым человеком, рассказывать ему новости или просто читать книги. Такой процесс будет помогать больному восстанавливать понимание речи, проговаривая про себя. Старайтесь все слова произносить громко, четко, при необходимости несколько раз. Подобный комплексный подход - работа врача и помощь со стороны близких намного ускорит восстановительный процесс.

Дополнительно стоит проконсультироваться с логопедом и выяснить все моменты общения с таким пациентом.

Эмоциональный аспект афазии после инсульта

Наиболее сложно после инсульта приходится пациентам пожилого возраста. Период реабилитации может быть сложнее и длиннее на фоне столь деликатного возраста. Поэтому, к таким больным необходим особый подход.

Как уже говорилось выше - первые полгода наиболее подходящие для восстановления речи, поэтому следует как можно скорее выяснить у врача форму афазии и подключить логопеда. В случае, когда в вашем городе нет подходящего специалиста, то возможно получить консультацию в скайп-режиме. Для этого необходимо найти в Интернете подходящую клинику и договориться об онлайн-приеме.

В первое время занятия с логопедом после инсульта должны быть максимально часто, по возможности ежедневно. При наличии положительной динамики регулярность занятий можно снизить. Как утверждают многие специалисты, помочь человеку в данной ситуации вполне реально, все зависит от желания родственников и профессионализма врача.

Естественно, бывают ситуации, когда у родственников нет возможности посвятить все свободное время своему близкому. Это обыденная ситуация, особенно для тех, кто живет в крупных городах и мегаполисах, таков ритм жизни. По этой причине многие прибегают к услугам частных пансионатов, помещают . Здесь существует реальная возможность помочь близкому и быть уверенным, что ему предоставят нужный уход и заботу. «Дом доброты» проводит восстановление и пациентов после инсульта, представляет услуги опытного логопеда, внимательных сиделок. Доверяя вашего близкого человека «Дому доброты» можно быть полностью уверенным, что здесь ему помогут, восстановят физическое и эмоциональное здоровье.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!