Тест на тему: Тесты для родителей. Тест на тему: Картотека: "Анкеты и тесты для родителей" Шуточные тесты для родителей о детях

4. Тест на самооценку (для детей)

Другой выраженный фактор риска связан с таким явлением, как неадекватная, то есть не соответствующая реальным возможностям самооценка ребенка. При этом у детей и подростков, входящих в группу риска, самооценка, как правило, занижена. Оно и понятно: в зависимость чаще всего попадает человек, считающий себя слабым, не способным к самостоятельным поступкам, неумным и т.п.
Согласно определению, данному в психологическом словаре, самооценка толкуется как "оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей". И далее: "От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам". Низкая самооценка - это психологический комплекс неудачника. Первая фраза по поводу любой ошибки или неудачи у людей с низкой самооценкой - "Ну что я мог поделать?" С внешней стороны таких людей обычно выдает беспричинная суетливость, стремление спрятаться за спину других, неуверенность в себе и растерянность, а то и паника при любых неожиданностях.
Добавим, что и в завышенной самооценке нет ничего хорошего. Поэтому психотерапевтическая задача заключается в приведении самооценки к нормальному уровню, соответствующему реальным возможностям личности (идеальный вариант - верхняя планка этих возможностей), то есть в одних случаях повысить, в других - понизить.
Простейшие способы выяснения уровня самооценки ребенка вполне доступны любому родителю. Для этого совсем необязательно обращаться к специалисту. Вот один из таких доступных всем способов. Нарисуйте на чистом листе бумаги лесенку из 10 ступенек (для старших подростков это может быть просто вертикальная шкала от 0 до 10).
Дайте вашему ребенку следующую инструкцию:
- Представь себе, что на верхней ступеньке этой лесенки находятся самые лучшие дети на свете - самые умные, красивые и т.д., у них все получается, их любят родители, ими не нахвалятся учителя. А на самой нижней ступеньке те, кто прогуливает школу, плохо учится, не может ни в чем добиться успеха, не слушает родителей. Все остальные дети расположились на других ступеньках между этими крайностями. Одни выше, другие ниже. Как, по-твоему, где твое место на лестнице в данный момент?
Если ваш ребенок поместил себя на одной из 3-х нижних ступеней - это тревожный симптом. Увидев такую картину, задайте себе вопрос: когда и за что я последний раз говорил (ла) сыну (дочери) "ты у меня молодец!"? Если такое случалось давно, либо вы вообще затрудняетесь вспомнить что-либо подобное - дело плохо. Похоже, назрела необходимость срочно пересмотреть кое-что в отношениях с ребенком, а быть может, и в семейном укладе в целом. И немедленно! Иначе можно оказаться в той самой ситуации, когда близок локоток, да не укусишь!
Как же поправить дело? Первое - ни в коем случае не спешите переубедить ребенка, уверяя, что он (она) лучше всех на свете. Результат будет прямо противоположным. Во-первых, вам не поверят. Во-вторых, увидят в такой реакции подтверждение собственной ничтожности ("видно, меня и впрямь считают недоумком, коль скоро пытаются, как маленькому, откровенно вешать лапшу на уши и не считаются с моим мнением даже относительно меня самого"). Не стоит повторять прошлые ошибки. Как уже сказано, отношения надо видоизменить немедленно. Итак, примем мнение ребенка. Считаешь себя очень плохим, значит, так оно и есть - кому и знать, как не тебе. Парадоксальным образом, тем самым не на словах, а на деле мы даем своему чаду возможность ощутить себя самого как ценность!
Далее. Если оказалось, что мы давно не говорили сыну или дочери: "какой ты у меня молодец!" - то перед нами отличный повод сделать это. Ведь, поставив себя на невысокое место, наш ребенок продемонстрировал не только низкую самооценку, но и высокую критичность, возможно - объективность, безусловно - честность и мужество. Разве это не достойно похвалы? Наконец, естественное желание опровергнуть убеждение дорогого нам человека в том, что он плохой, тоже можно (и нужно!) использовать с пользой. Только делать это в нашем случае стоит, не вступая с ним в противоречие.
- Ты говоришь, что учителя тебя ругают - это правда. А есть ли кто-либо из учителей, кто ругает меньше других? А может, кто-то не ругается вовсе? А бывало так, что учителя тебя хвалили? А за что именно?
Принимая мнение ребенка о себе как о плохом, нужно сосредоточить его внимание на том хорошем, что, разумеется, в нем есть, на тех успехах, которые были. Это непросто. Тут не работают готовые схемы. Недопустима игра и лукавство. Необходим искренний интерес. Чтобы добиться этого и быть спонтанным, поставьте себе задачу: в беседе узнать о каком-то новом для вас достижении или неожиданном качестве ребенка. Обратите внимание на то, как изменится его лицо при приятном воспоминании. Оно просветлеет в буквальном смысле слова.
Ну а как быть, если наше чадо по-хозяйски обосновалось на одной из 3-х верхних ступеней? Здесь полезно прежде чем делать какие-либо выводы, задать несколько уточняющих вопросов (вообще никогда не следует стесняться задавать вопрос. Любое, даже мелкое, непонимание может повлечь за собой последствия). Ну, например: какие конкретно данные подтверждают право на высокое место? В каких областях ты особенно успешен? Достиг ли ты в них совершенства или есть возможности роста? А имеются ли у тебя недостатки? Есть ли среди твоих одноклассников или знакомых кто-то, кто лучше тебя? Что ты думаешь о тех, кто не столь успешен?
Вы можете задавать и любые другие вопросы. Главное прояснить: ребенок искренне верит в то, что его объективные достижения дают право на высокую позицию и при этом способен критично оценить себя, или же он просто субъективно убежден в собственной исключительности? В первом случае при уважительном отношении к сверстникам нет причин для беспокойства, даже если заслуги несколько преувеличены. А вот во втором, так же, как и при заниженной самооценке - есть повод задуматься и пересмотреть отношения.
При этом, как и в случае с низкой самооценкой, главное - это не поддаваться импульсам и не делать резких движений. Вне зависимости от результатов нашего исследования, в некоторых случаях полезно и даже необходимо отмечать, что ребенок в чем-то превосходит товарищей. К примеру, участнику спортивных состязаний без уверенности в своих силах и веры в победу не обойтись. А чтобы маленький чемпион не возгордился, необходимо всякий раз напоминать:
- Да, ты молодец, ты действительно лучше многих на беговой дорожке. Но только на беговой дорожке. И то, что твои сверстники бегут медленнее, ни в коей мере не означает, что они меньше тебя заслуживают уважения.
Если же дело все-таки зашло слишком далеко, то наилучшим выходом из ситуации представляется: дать возможность ребенку убедиться на собственном опыте в несоответствии столь высокой самооценки реальному положению вещей. То есть, как бы признав его исключительность, предоставить возможность самостоятельно действовать в тех ситуациях, где такая исключительность необходима для достижения успеха (за исключением, разумеется, случаев, когда возможна реальная угроза жизни и здоровью ребенка). Синяки и шишки, в которых некого винить кроме себя любимого, - лучшее лекарство от излишней самоуверенности и заносчивости.
Такое практическое вразумление реальной жизнью можно с успехом дополнять и словесным. Опять-таки не вступая в прямое противоречие. Для этого даже не очень верующие родители могут с успехом использовать Священное Писание. Практика показывает, что многие дети неохотно читают Библию. Вместе с тем, почти все, включая старших подростков, с интересом слушают устные пересказы Евангельской истории, примеров из жизни святых. В такой форме нередко воспринимаются взгляды, понятия, нормы поведения, категорически отвергаемые при обычном общении со взрослыми. В тех же целях можно использовать сказки, мифы, житейские истории, не имеющие, на первый взгляд, отношения к ребенку, но заключающие в себе определенную мораль.

3. Тест для родителей "Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?"

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что Вы делаете?
А) Выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней?
Б) Отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм?
В) Обещаете купить для нее портативный телевизор?
Г) Записываете фильм на видео?

2. Вы видите в своих детях:
А) людей, равных себе?
Б) тех, кто может помочь Вам заново пережить свою молодость?
В) маленьких взрослых?
Г) тех, кто постоянно нуждается в Ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу Вы носите?
А) которая больше всего Вам подходит?
Б) которая отвечает последней моде?
В) которая копирует прическу любимой рок - звезды?
Г) которая копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о Вашем возрасте:
А) знают ли дети сколько Вам лет?
Б) Вы предчочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между Вами и Вашими детьми?
В) скрываете ли вы свой возраст от детей?
Г) настаиваете ли Вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как Вы одеваетесь?
А) подражаете стилю рок - звесды. любимой сыном (дочерью)?
Б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами?
В) выбираете ту одежду, которая лучше всего Вам подходит?
Г) следуете молодежной моде, потому что так чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын - подросток вдел в ухо серьгу?
А) посчитаете, что это его личное дело?
Б) станете подшучивать над его женственностью?
В) скажите, что это модно, не желая, чтобы он счел Вас старомодным?
Г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а Вы:
А) затыкаете уши ватой и делаете свои дела?
Б) уменьшаете громкость?
В) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется?
Г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми Вы:
А) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать Вас вовсе?
Б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен?
В) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь так коротка?
Г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а Вы:
А) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят?
Б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных?
В) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как Вы?
Г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что Вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но Вас не берут, а Вы:
А) не удивляетесь, потому что они знают, как Вам трудно выдержать эти новые танцы?
Б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними?
В)обижаетесь, потому что они не хотят разделить с Вами свое веселье?
Г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда Вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему Вы так делаете?
А) чтобы быть с детьми в хороших отношениях?
Б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте?
В) потому что это может дольше удержать семью вместе?
Г) потому что это для вас естественно?

12. В отношених со своими детьми Вы:
А) обращаетесь с ними как со взрослыми?
Б) обращаетесь с ними как с маленькими?
В) стремитесь быть их приятелем?
Г) ведете себя так, как должно родителям?

Подсчитайте ваши очки:

А Б В Г

1) 3 0 2 1

2) 3 2 1 0

3) 0 2 1 3

4) 1 3 2 0

5) 2 3 0 1

6) 0 1 2 3

7) 1 0 2 3

8) 3 1 2 0

9) 1 3 2 0

10) 0 2 1 3

11) 3 2 1 0

12) 2 1 3 0

Результаты: 36 - 25 очков: Вы, наверное, думаете, что весело проводите с детьми время, стараясь быть с ними на равных во всем. Но это сейчас. Позднее вы можете поплатиться. Вы слишком переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на одну доску с Вами. Ведь большинство детей это прекрасно понимают, а в результате, как считают эксперты, подспудно возрастает их нервозность. Быть просто приятелем недостаточно. Дети нуждаются в руководстве. Вам надо понять, что с разницей в возрасте ничего поделать нельзя; и важно осознать, что именно Вы призваны обеспечить своим детям чувство перспективы и преемственности, знание общественных корней и выбор места в жизни.
24 - 14 очков: Ваши дети так и не знают в точности, как же с Вами правильно держаться. Вы явно стараетесь им потакать, а затем, когда Вам это нужно, пытаетесь войти в роль родителя. Рано или поздно Вы захотите перестать играть в приятеля, чтобы явить детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть Вас не беспокоит опасение, что дети перестанут любить Вас, если Вы станете утверждать себя в роли родителя.
13 - 0 очков: Так держать, мистер (или миссис) средний родитель! Вы отчаянно пытаетесь понять и оценить вечно меняющиеся настроения и нужды своих детей, иногда поддаетесь соблазну уступить им. В этом нет ничего плохого, потому что, судя по всему, Вы достаточно разумны и знаете, как строить отношения с детьми на Ваших, а не их условиях. Ссоры неизбежны, однако, дети Вас любят, уважают и - главное - видят в Вас любящего и надежного родителя. При удаче Вас ожидает такое семейное счастье, какое позволяет нам выдержать современную жизнь с ее стрессами и разочарованиями.

2. Какие мы родители?

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители для наших детей и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей? Итак, какие мы родители?
Проверьте себя, ответив на вопросы: да, нет, иногда.
1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами по телевидению и радио на тему о воспитании? Читаете ли время от времени книги на эту тему?
2. Ваш ребенок совершил поступок. Задумаетесь ли вы в таком случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?
3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?
4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?
6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?
7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?
8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?
9. Сумеете ли вы не приказать, попросить о чем-либо своего ребенка?
10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразами типа: У меня нет времени или Подожди, пока я закончу работу?

За ответ да = 2 очка;
За ответ иногда = 1 очко;
За ответ нет = 0 очков.

Менее 6 очков. О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку и не мешкая заняться повышением своего образования в этой области.
От 7 до 14 очков. Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же кое в чем над собой и своими итогами в этой области вам следовало бы задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.
Более 15 очков. Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями. И тем не менее не удастся ли еще кое-что немного улучшить?
Практика показывает, что родителям, "подавляющим" своих детей и насаждающим в них "несвободу", очень трудно это осознать. Между тем, первичную самодиагностику на выявление такого родового наследия можно провести, ответив на простой тест:
1.Ложась спать, думаете ли Вы о том, "что день грядущий нам готовит"?

2.Переходя улицу, Вы всегда соблюдаете правила движения?
а) всегда; б) обычно; в) почти никогда;
3.Если вас вызывает к себе руководитель, Вы испытываете тревогу:
а) всегда; б) иногда; в) никогда;
4.Часто ли Вы опаздываете на встречу:
а) почти всегда; б) иногда; в) практически никогда;
5.Если Вы слышите негативный отзыв о себе сотрудников по работе, то Вы:
а) с ходу вступаете в конфликт; б) реагируете по принципу: собака лает - ветер носит; в) молча переживаете обиду;
6.В споре вы:
а) твердо и бескомпромиссно отстаиваете свою точку зрения; б) пытаетесь понять и взвесить позицию оппонента; в) предпочитаете согласиться, лишь бы не доводить дело до конфликта;
7.Если вы несправедливо наказали вашего подчиненного, то вы:
а) открыто признаете свою ошибку и извинитесь; б) никогда не признаете себя неправым, дабы не подрывать авторитет; в) не признавая своей неправоты, постараетесь загладить ее, сделав что-то приятное;
8.По Вашему мнению, в воспитании детей следует руководствоваться в первую очередь:
а) рекомендациями специалистов; б) здравым смыслом и жизненным опытом; в) сведениями, почерпнутыми в специальной литературе.

Посчитайте набранные Вами баллы. Система предельно проста:
в вопросах 1-3 за ответ:
а)- 2 балла;
б)- 1 балл;
в)- 0 баллов.

В вопросах 4-6 за ответ:
а)- 0 баллов;
б)- 1 балл;
в)- 0баллов.

Вопрос 7 за ответ:
а)- 0 баллов;
б)- 2 балла;
в)- 1 балл.

Вопрос 8 за ответ:
а)- 2 балла;
б)- 0 баллов;
в)- 1 балл.

Результаты:
От 0 до 6 баллов -Вы абсолютно свободный человек. Но Ваша свобода часто "перехлестывает через край" и толкает на то, чтобы не считаться ни с кем и ни с чем. Быть может, стоит время от времени напоминать себе, что личная свобода - это прекрасно, но паровозу дорогу лучше уступать!
От 6 до 10 баллов. Ваша свобода органично сочетается со здравым смыслом и осмотрительностью в поступках.
Свыше 10 баллов. Быть может, есть смысл задуматься, обратиться за консультацией к специалисту и пройти более серьезное исследование.
Но даже если вы набрали 16 очков, то это еще не повод паниковать либо зарекаться иметь детей.
Просто в том случае, если подтвердится, что вас обременяет наследие несвободы, наследие зависимости, вам необходимо ради своего будущего и ради будущего ваших детей приложить усилия, чтобы избавиться от него. Помните: Вы действительно можете это сделать! В отличие от наркотической зависимости, зависимость как психологическое наследие благополучно снимается в 100% случаев. При том непременном условии, что человек, на самом деле этого хочет. Если же оставить все как есть, то родители оказываются попросту неспособными по-настоящему любить своих детей. Ибо, как говорил митрополит Антоний Сурожский, "…понятие свободы неотъемлемо от любви. Свобода предполагает такую любовь и такое уважение к ближнему, что он может быть полностью собой, а не тем, чем мы хотим его видеть!.. Мы должны научиться любить так, чтобы, отдавая собственную жизнь на благо ближнего, оставлять этому ближнему свободу до конца быть самим собой".
Итак, первое, что необходимо сделать родителям для того, чтобы уберечь детей от угрозы зависимости - это избавиться от нее самим. Но это еще не все. Статистика свидетельствует: ребенок практически всегда становится наркоманом, если мать употребляла наркотические вещества во время беременности и, очень часто, - если во время беременности употреблялся алкоголь даже в небольших дозах. Об этом стоит знать и помнить всем будущим матерям и, в первую очередь, тем миллионам девочек, которые уже со школьной скамьи приобщились к рюмке, "косячку" или, тем более, к героину.
Во много раз повышает риск приобретения ребенком зависимости и употребление матерью некоторых психоактивных веществ, в том числе и по медицинским показаниям. Если Вам довелось заболеть во время беременности, обязательно сообщите врачу о своем положении, чтобы он назначал лечение с учетом этого обстоятельства.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -
наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б, Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
традиционнной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Хоу).

Б, Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас
Фуллер).

4. Считаете ли вы. что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникаю-
щий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об
этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить
их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы,
В. Целесообразновыдаватьнекоторуюсуммунаопределенныйсрок (на

неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих, отношениях, тем более что их обиды

недолги.
Г, Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как Вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.
Б, Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо., а от

общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения}

пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не
по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется ком-
пания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят.

отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конеч-
но, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б, Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результата тестирования.

Стиль поведения

Номера вопросов

Либеральный

Индифферентный

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному
из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем
более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не
преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспита-
ния, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным на-
строением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также
самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и
за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необ-
ходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои пози-
ции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и
прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны
и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его сла-
бости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако
стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными,
поскольку у Вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать
самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с Вашей стороны!

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

могу и всегда так поступаю;

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

4. Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

6. Поставить себя на место ребёнка?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

12. Устоять против детских слёз и просьб, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

могу и всегда так поступаю;

могу, но не всегда так поступаю;

Какой вы родитель?

Инструкция: отметьте фразы, которые Вы часто используете в общении с детьми (в скобках указывается количество баллов).

Сколько раз тебе повторять? (2)

Посоветуй мне, пожалуйста… (1)

Не знаю, что бы я без тебя делала? (1)

И в кого ты такой уродился?! (2)

Какие у тебя замечательные друзья! (1)

Ну на кого ты похож (а)? (2)

Я в твои годы!.. (2)

Ты моя опора и помощник (ца)! (1)

Ну что за друзья у тебя? (2)

О чём ты только думаешь? (2)

Какая (ой) ты у меня умница! (1)

А как ты считаешь, сынок (доченька)? (1)

У всех дети как дети, а ты… (2)

Какой ты у меня сообразительный (ая)! (1)

Оценка результатов:

5 – 7 баллов: Вы живёте с ребёнком душа в душу. Он искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют становлению его личности.

8 – 10 баллов: У вас сложности во взаимоотношениях с ребёнком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки в его развитии на него самого.

11 баллов и выше: Вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Тест для родителей.

Уважаемые родители!

Попробуйте использовать тест, определяющий одаренность и направленность ребенка в какой - то области деятельности. На предлагаемые вопросы необходимо ответить утвердительно («да» - 1 очко) или отрицательно («нет» - 0 очков). Затем очки складываются. Ответ определяется по шкале результата:

Случается ли ребенку находить необычное применение какому - либо предмету?

Меняет ли он свои наклонности?

Любит ли рисовать воображаемые предметы?

Любит ли рисовать абстрактные картинки?

Любит ли фантастические картинки?

Сочиняет ли рассказы и стихи?

Любит ли вырезать затейливые фигуры из бумаги?

Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

Боится ли темноты?

Изобрел ли когда-нибудь новое слово?

Считает ли это слово понятным без разъяснения?

Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

Бывал ли удачен этот замысел?

Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

Мог ли Ваш ребенок, будучи еще маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус Вашему вкусу?

Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

Ищет ли объяснение тому, чего еще не понимает?

Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

Изображает ли собственные игры или развлечения?

Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Шкала результатов:

От 20 до 23 очков: ребенок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков: ребенок не всегда проявляет свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда чем – то заинтересован.

От 9 до 14 очков: большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний.

От 4 до 8 очков: ваш ребенок проявляет творческое мышление лишь при достижении важной для него цели

Менее 4 очков: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест «Часто ли вы хвалите своего ребенка?»

Если вы хотите похвалить ребенка, то обычно используете слова:

а) «гениально», «потрясающе»;

б) «молодец»;

в) «хорошо».

Как ваш ребенок обычно реагирует на похвалу?

а) раздраженно отмахивается;

б) принимает как должное;

в) воодушевляется.

Вас приятно удивили успехи вашего ребенка. К словам похвалы вы непременно добавите:

а) поцелую и объятия;

б) подарок;

в) деньги.

В какой ситуации, на ваш взгляд, похвала необходима?

а) когда ребенок убрал за собой игрушки;

б) получил пятерку;

в) по собственной инициативе помог бабушке.

Ребенок гордо показывает вам свою поделку, которая не кажется вам удачной. Ваша реакция:

а) чтобы не огорчать, скажите, что его поделка самая лучшая;

б) укажите на недостатки, но и укажите достоинства;

в) честно покажите на те поделки, которые считаете лучшими.

Когда вы хвалите ребенка, то обычно испытываете:

а) гордость;

б) нежность;

в) восхищение.

Выберите одно из утверждений о детской одаренности:

а) каждый ребенок по своему талантлив;

б) менее одаренный, но старательный ребенок способен добиться больших успехов, чем талантливый, но ленивый;

в) любую способность можно развивать.

На спортивных соревнованиях ваш ребенок прибежал последним. Что вы ему скажите?

а) пристыдите;

б) похвалите за умение идти до конца;

в) объясните, что проиграл, потому что неправильно рассчитал свои силы.

Ребенок хвастается своими достижениям перед гостями. Ваша реакция:

а) будете дополнять его рассказ;

б) станете иронизировать над его «скромностью»;

в) переведете разговор на другую тему.

Вы заметили, что вашему ребенку очень нравится рисовать. Это повод для того, чтобы:

а) отдать его в художественную школу;

б) купить хорошие краски и кисти;

в) посещать с ним выставки и музеи.

Учитель нелестно отозвался об успехах вашего чада, поставив в пример другого ученика. Что вы скажете своему ребенку?

а) заметите, что его успехи ниже, чем у его одноклассника;

б) станете хвалить одноклассника, что бы у вашего ребенка появилось желание учиться так же хорошо;

в) предложите исправит те ошибки, которые отметил учитель.

Бабушка умиляется поступками ребенка, в которых вы не видите ничего особенного. Ваша реакция:

а) станете спорить с ней;

б) проигнорируете ее высказывания;

в) согласитесь из уважения к ней.

Ребенок жалуется, что его дразнят одноклассники. Как вы его успокоите?

а) «Они глупые и невоспитанные!»;

б) «Не слушай их, ты у меня самый лучший!»;

в) «Давай подумаем, почему они к тебе так относятся».

У ребенка не получается задача, и он отказывается продолжать решение. Как уговорить его?

а) напугать плохой оценкой;

б) выразить сочувствие;

в) предложить помощь.

Ребенок не достоин похвалы, если он:

а) помыл посуду, но разбил чашку;

б) сделал уроки, но перепутал номер задания;

в) получил пятерку, списав ответ у соседа по парте.

В порыве гнева вы можете назвать своего ребенка:

а) «бестолочь»

б) «мое наказание»;

в) «подлец».

16 – 37 баллов. Ваш ребенок не испытывает недостатка в похвале. Он уверен в том, что вы высоко цените его достижения и гордитесь им. Высокая самооценка, безусловно, поможет ему в жизни, однако слишком часто слыша похвалу, ребенок не имеет возможности научиться обращать внимание на свои ошибки, что рано или поздно скажется на его успехах. Разбив похвалу здравой критикой, вы поможете ему трезво оценивать свои возможности.

38 – 59 баллов. Возможно, вы человек настроения или слишком погружен в свои проблемы. Поэтому ребенок не всегда четко представляет себе, что в его поведении нравится родителя, а что нет. Ваша похвала часто бывает вызвана хорошим настроением, а не достижениями ребенка. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, обращайте больше внимания на мотивы поступков ребенка и его потребности: чего он ждет от вас, почему капризничает и проявляет негативизм? Опираясь на эмоциональное состояние ребенка, а не на собственные чувства, вы сможете легче направлять его поведение в нужное русло.

60 – 80 баллов. Вы требовательный родитель, поэтому не балуете ребенка хвалебными отзывами. Ваши замечания метки и критика предметна, но когда они преобладают над признанием и похвалой, то воспринимаются ребенком как отвержение. Не стоит портить отношения со своим чадом из-за того, что нарисованный слон больше похож на корову. Показывая продукт своей деятельности, ребенок стремиться разделить с вами хорошее настроение и увидеть радость в ваших глазах. Ощущая вашу поддержку, он добьется гораздо больших успехов, чем тревожась из-за малейших промахов.

Тест для родителей «Познавательная потребность

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка:

Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

а. Часто……………………………………………………….. 5 баллов

б. Иногда……………………………………………………....3 балла

в. Очень редко………………………………………………...1 балл

Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

а. Хочет сам найти ответ…………………………………. …5 баллов

б. Когда как…………………………………………………....3 балла

в. Получить ответ от взрослых……………………………….1 балл

а. Постоянно……………………………………………………5 баллов

б. Иногда………………………………………………………..3 балла

в. Не любит……………………………………………………...1 балл

Насколько интересны для ребенка умственные занятия?

а. Очень интересны……………………………………………...5 баллов

б. Когда как………………………………………………………3 балла

в. Не интересны…………………………………………………..1 балл

Часто ли задает вопросы?

а. Часто……………………………………………………………5 баллов

б. Иногда………………………………………………………….3 балла

в. Очень редко…………………………………………………….1 балл

Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и Вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?»

17-25 баллов – потребность выражена сильно.

12-16 баллов – умеренно.

Менее 12 баллов – слабо.

Ваши отношения с ребенком

Предлагаю вам ответить на вопросы теста.

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?

Интересуются ли они вашей работой?

Знаете ли вы друзей ваших детей?

Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

Проверяете ли вы как они учат уроки?

Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?

Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

А телевизионные передачи и книги?

Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Готовы получить оценку?

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали

более 20 баллов.

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Тест «Мера заботы о ребёнке»

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребёнок, чтобы помочь ему в их преодолении

2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьёй.

3. Маленького ребёнка следует всегда держать при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.

4. Если ребёнок делает то, что, он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.

5. Ребёнок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к физическим увечьям.

6. Воспитание ребёнка – труд тяжёлый и зачастую неблагодарный.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8.Если мать не успевает уделять время воспитанию детей из – за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.

9. Любовью родителей не испортить.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон реальной жизни.

11. Главное, чем должен заниматься ребёнок – это учёба. Всё остальное в доме в состоянии сделать родители.

12. Мать – главное лицо в доме.

13. Семья должна быть под девизом: Всё лучшее детям!»

14. Защитить ребёнка от инфекции можно путём ограничения его контактов с окружающими.

15. Родители должны помочь ребёнку в преодолении круга его друзей и приятелей.

Шкала оценок:

2- мне трудно с этим согласиться 4-совершенно верно. Я с этим согласен.

40 баллов и выше - все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребёнка были надёжно защищены. Однако это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребёнок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его интересов, самооценки. У него не развивается умение самостоятельно принимать решения и нести свой груз ответственности за них.

25 40 баллов – вы заняли верную позицию в воспитании своего ребёнка. Он получает достаточное количество внимания и заботы от старших, но при этом получает возможность проявлять свою независимость и взрослость.

Меньше 25 баллов - вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребёнка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и личные взаимоотношения.

Елена Смирнова
Тест для родителей. «Какие мы родители?»

Часто ли мы задумываемся над тем, хорошие ли мы родители и справляемся ли с нашими обязанностями воспитателей?

Итак, какие мы родители ? Проверьте себя, ответив на вопросы теста .

1. Следите ли вы за статьями в журналах, программами телевидения и радио по вопросам воспитания? Читаете ли время от времени книги на эту тему?

2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумываетесь ли вы в этом случае, не является ли его поведение результатом вашего воспитания?

3. Единодушны ли вы с вашим супругом в воспитании детей?

4. Если ребенок предлагает вам свою помощь, примете ли вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?

5. Используете ли вы форму запрета или приказа только тогда, когда это действительно необходимо?

6. Считаете ли вы, что последовательность есть один из основных педагогических принципов?

7. Сознаете ли вы, что среда, окружающая ребенка, оказывает на него существенное влияние?

8. Признаете ли вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для гармоничного развития ребенка?

Сумеете ли вы не приказать своему ребенку, а попросить его о чем-либо?

10. Неприятно ли вам отделываться от ребенка фразой типа : «У меня нет времени» или «Подожди, пока я закончу работу» ?

Если у вас результат 8-10 :

Вы вполне справляетесь со своими родительскими обязанностями . И тем не менее, не удастся ли еще кое-что немного улучшить?

Если у вас результат 4-7 :

Вы не делаете крупных ошибок в воспитании, но все же вам есть над чем задуматься. А начать можно с того, что ближайший выходной полностью посвятить детям, забыв на время приятелей и производственные проблемы. И, будьте уверены, дети вас полностью за это вознаградят.

Если у вас результат 1-3 :

О настоящем воспитании вы имеете довольно смутное представление. И хотя говорят, что начать никогда не поздно, советуем вам не уповать на эту поговорку, а не мешкая заняться улучшением своих знаний в этой области.

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строите­ли» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные вы­воды относительно проблем воспитания детей.

Можете ли Вы?

Могу и всегда так по­ступаю

Могу, но не всегда так поступаю

1. В любой момент ос­тавить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ре­бенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае сво­ей неправоты?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представ­ляющий Вас в невы­годном свете?

9. Всегда воздержи­ваться от употребления слов и выражений, ко­торые могут ранить ре­бенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что же­лает, вести себя как хо­чет, ни во что не вме­шиваться?

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок уда­рил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребен­ка?

13. Устоять против дет­ских просьб и слез, ес­ли уверены, что это ка­приз, мимолетная при­хоть?

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уваже­нием, придерживаетесь прогрессивных принципов воспи­тания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способно­стями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита­тельный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серь­езные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает ли­бо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!