Субкультура как фактор социализации личности. Субкультура, как фактор социализации, задает специфику процесса социализации. Цель и задачи работы

О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе¬цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.п.), влияющих на стиль жизни и мышления определенных номи¬нальных и реальных групп людей и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума). Субкультура - это автономное относительно целостное образование. Она включает в себя ряд более или менее ярко выражен¬ных признаков: специфический набор ценностных ориентации, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также статусную структуру; набор предпочитаемых источников информации; своеобразные увлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др. Социальной базой формирования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои на¬селения, а также контактные группы внутри них, религиозные сек¬ты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформаль¬ные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий (охотники, картеж¬ники, филателисты, компьютерщики и т. д.). Мера оформленности субкультуры в целом и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей (например, юношеские субкультуры намного «выпуклее», чем взрослые; у моряков и сексуальных меньшинств условия жизни экстремальнее, чем у учителей, рабочих). Признаки субкультуры. Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются ценностями и социальной практикой общества, интер¬претированными и трансформированными в соответствии с характером субкультуры (просоциальностью, асоциальностью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей. Речь идет не только о фундаментальных, но и о значительно бо¬лее простых ценностях. Например, есть общепризнанные духовные ценности, но есть и такие, которые одни считают ценностями, а для других они таковыми не являются. Бывает, что то, что значимо для детей, подростков, юношей, взрослыми оценивается как «безделица» (например, увлечение музыкой, техникой или спортом). Другой пример. Интересы современных ребят, как известно, многообразны и дифференцированы. Нередко они тщательно оберегают их от внимания и влияния взрослых. Эти интересы для них - те ценности, которыми они обмениваются. И именно эти ценности становятся основой возникновения многочисленных групп со специфическими субкультурами - «металлистов», «скейтистов», «брейкистов», кото¬рые далеко не всегда имеют позитивную социальную направленность, а порой прямо антисоциальны. В номинальных, а чаще в реальных группах носителей субкультуры важную роль играет совокупность разделяемых ими предрассудков, которые могут быть как довольно безобидными, так и явно антисоциальными (например, расизм у бритоголовых-скинхедов). Предрассудки, с одной стороны, отражают присущие субкультуре ценностные ориентации, а с другой - сами могут рассматриваться как разновидность субкультурных ценностей. Нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношений, присущие субкультурам, существенно различаются по содержанию, сферам и мере их регулятивного влияния. Нормы в просоциальных субкультурах содержательно в основном не противоречат общественным нормам, а дополняют и (или) трансформируют их, отражая специфические условия жизни и ценностные ориентации носителей субкультуры. В антисоциаль¬ных субкультурах нормы прямо противопоставлены общественным. В асоциальных в зависимости от условий жизни и ценност¬ных ориентации их носителей присутствуют более или менее трансформированные общественные и частично антиобществен¬ные, а также нормы, специфические для конкретной субкультуры (например, специфические нормы во взаимодействии со «своими» и «чужими»). В антисоциальных, как правило, довольно закрытых субкуль¬турах нормативная регуляция - жесткая и охватывает практиче¬ски всю жизнь ребят. Во многих асоциальных субкультурах и в ряде просоциальных регуляция может охватывать лишь те сферы жизни, которые конституируют данную субкультуру (увлечение музыкальным стилем и т.п.), а мера императивности регуляции зависит от степени обособленности групп ее носителей. В контактных субкультурных группах существует более или менее жесткая статусная структура. Статус в данном случае - положение человека в системе межличностных отношений той или иной группы, обусловленное его достижениями в значимой для нее жизнедеятельности, репутацией, авторитетом, престижем, влия¬нием. Степень жесткости статусной структуры в группах связана с характером субкультуры, присущими ее носителям ценностными ориентациями и нормами. В закрытых субкультурах статусная структура приобретает крайнюю степень жесткости, определяя не только положение в ней ребят, но во многом их жизнь и судьбу в целом. Имеющие антисоциальную направленность неформальные груп¬пы создают для своих членов лишь иллюзию добровольности и свободы. На самом деле ими обычно руководят лидеры ярко выра¬женного автократического склада, стремящиеся подавить всех ос¬тальных членов. Такая группа своими нормами, содержанием жиз¬недеятельности и стилем взаимоотношений превращает своих чле¬нов в абсолютных марионеток, лишая их права на выбор, на ина¬комыслие и «инакоделание», а нередко и права выхода из группы. Предпочитаемые носителями субкультуры источники информа¬ции обычно имеют по своей значимости такую иерархию: каналы межличностной коммуникации; газеты, журналы, передачи радио, TV, сайты («страницы») в Internet"e, рассчитанные на носителей данной субкультуры; преимущественно определенные программы или передачи радио и телевидения, конкретные рубрики газет и журналов. Информация, получаемая из этих источников, отобран¬ная, трансформированная и воспринятая в соответствии с харак¬терными для субкультуры ценностными ориентациями, определяет во многом содержание общения ее носителей.

Субкультура и стихийная социализация. Субкультуры играют огромную роль в социа¬лизации уже потому, что они представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных культур, их вли¬яния на те или иные общности, а также маркирования (обозначения) социальной и возрастной структуры общества. Влияние субкультуры на социализацию детей и особенно под¬ростков и юношей очень сильно, что позволяет рассматривать его как специфический механизм социализации, который условно можно назвать стилизованным механизмом. Влияние субкультуры наиболее явно прослеживается в ряде ас¬пектов. В первую очередь, имея более или менее явные особенности, ценностные ориентации субкультуры влияют на отношения ее но¬сителей к миру и с миром, на их самоосознание и самоопределение, на выбор сфер и предпочитаемых способов самореализации и т.п. Как уже отмечалось, один из конституирующих признаков под¬ростково-юношеской субкультуры - следование моде. Так, одеваясь в соответствии с последними веяниями моды, подростки и юноши осознанно или неосознанно решают несколько задач. Во-первых, выделиться по сравнению со взрослыми. Во-вторых, следование моде в одежде для молодежи - способ ощутить свою принадлежность к обществу сверстников, к его субкультуре, утвердить свою «похожесть на всех». В-третьих, стремление выделиться среди сверстников, утвердить свою «непохожесть на всех». Достичь этого обычно проще вместе со своей приятельской или дружеской группой. Значительное влияние на социализацию оказывает жаргон. Это связано с его специфической функцией: как бы заново открывая мир и себя в нем, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято (этому и служат жаргонные слова и выражения). Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений подростки и юноши пытаются компенсировать эмоциональную и «словарную» невоз¬можность выразить свои переживания и чувства. Жаргонные слова и выражения оказывают «прямо организующее влияние на всю речь, на стиль, на построение образов» (М. Бахтин) у носителей субкультуры. Субкультурное влияние на социализацию подростков и юно¬шей идет также и через те музыкальные пристрастия, которые им свойственны. В частности, благодаря своей экспрессивности, связи с движениями и ритмом музыка позволяет молодым людям пере¬жить, выразить, оформить свои эмоции, смутные чувства и ощущения, которые невозможно передать словами, что так необходимо в этом возрасте, когда сфера интимного огромна и очень слабо осознаваема конкретно. Увлечение тем или иным музыкальным стилем связано обычно с вхождением в определенную группу сверстников и порой диктует соблюдение определенных ритуалов, поддержание соответствующего имиджа в одежде и поведении и даже взглядах на жизнь. Это хорошо видно на примере «металлистов». Кроме специфического внешнего вида и жаргона, им присущ и своеобразный субъектив¬ный мир - конкретный, «приземленный», в нем нет места сомнению, рефлексии, чувству вины и т.д. «Абстрактные понятия» и рас¬суждения здесь не приветствуются. Межличностным контактам присущи прямота, открытость, простота, широкое использование кличек вместо имен (Т.Ю. Борисов, Л.А. Радзиховский). Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем боль¬ше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура. В целом субкультура, будучи объектом идентификации чело¬века, является одним из способов его обособления в обществе, т.е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоува¬жение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизо¬ванного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Вишневская Т.Д.,

старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27"

г. Камень-на-Оби

Пояснительная записка

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Однако если процесс социализации личности привычен для образовательных учреждений и освоен ими, то процесс для многих из них сложен, так как, не имея специфических задач развития индивидуальности, на практике чаще проявляется тяготение к развитию социальности. Соответственно, для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка - актуальная задача. Одним из эффективных механизмов, обеспечивающих её решение, является детская субкультура. В процессе приобщения к ней целенаправленно создаются условия, способствующие накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию его умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно осуществляется процесс социальной адаптации. Вместе с тем, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей, т.е. происходит процесс индивидуализации.

Обозначенная проблема характерна для нашего дошкольного учреждения в том числе, и мы очень заинтересованы в её решении. В качестве основного средства мы намерены рассматривать детскую субкультуру, основными компонентами которой являются: детский фольклор, смеховой мир детства, собирательство и коллекционирование. Ведь именно детская субкультура наиболее полно отвечает социальным потребностям современных детей. Социализирующие возможности её очевидны, и наша задача максимально использовать их в работе с детьми.

Мы считаем, что данная работа очень важна не только для детей нашего МБДОУ, но и для детей окружающего социума. В нем будут участвовать наши воспитанники, их родители, бывшие выпускники детского сада, социальные партнеры. Совместные мероприятия не только помогут разновозрастному общению, но и сплотят всех участников проекта. Переживая положительные эмоции, дети будут проявлять фантазию созидательного, а не разрушительного характера. Мы уверены в том, что и родители по-другому посмотрят на своих детей. Возможность познать особенности детской субкультуры и приобщиться к ней, поможет им увидеть мир с позиции ребенка. Это будет первым шагом к сближению, сотрудничеству.

И только в этом случае, все вместе, мы достигнем успехов в становлении личности наших детей. Ведь уникальность личности проявляется не в её внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему более значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

В детской субкультуре, являющейся неотъемлемой частью общекультурной среды, формируется целостный жизненный опыт ребенка. Приобщаясь к ней, он принимает возрастные нормы поведения в группе сверстников, учится эффективным способам выхода из трудных ситуаций, исследует границы дозволенного, развлекается, решает свои эмоциональные проблемы, учится влиять на других, познает мир, себя и окружающих. Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность в самостоятельности и участии в социальных изменениях.

Таким образом, детская субкультура рассматривается как важнейший фактор социализации дошкольников в ДОУ , как своеобразная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Представляя совокупность разнообразных активных форм, в ней, как и в общей культуре, в которой родился ребенок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познает мир, себя и окружающих людей.

Актуальность вышеизложенных направлений обусловила цель и задачи работы.

Цель и задачи работы

Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста через использование компонентов детской субкультуры.

  1. Создать условия для развития у детей самостоятельности и ответственности как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения в условиях образовательного учреждения;
  2. Обеспечить комплексное расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне, построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала;
  3. Заложить начало формированию образа школьника как эмоционально привлекательной, социально желаемой роли.

ГИПОТЕЗА: если создать в ДОУ предметно-развивающую среду эффективную для использования возможностей детской субкультуры в педагогическом процессе, то возможно добиться гармонизации социализации детей - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознания своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.

Концептуальные основы работы

Как показывает опыт общения с современными педагогами и родителями, подавляющее большинство из них не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Большая часть усилий взрослых направлена на познание внешней, объективной формы существования мира детства как особой демографической группы с присущими ей атрибутами. По отношению к ней сложились определенные установки, касающиеся правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на "причесывание" подрастающего поколения.

Вместе с тем, мир детства существует и как субъективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают свой, уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания окружающего.

Одна из главных особенностей детской субкультуры заключается в том, что, с одной стороны, в ней мир детства заявляет о своем отличии от мира взрослых, а с другой - детская субкультура - это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нем (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

Функции детской субкультуры

В связи с тем, что детская субкультура предоставляет ребенку особое психологическое пространство, благодаря которому он приобретает социальную компетентность в группе равных, основной её функцией является социализирующая. Уже на самых ранних этапах социо- и онтогенеза детское сообщество вместе с семьей (а порой и без неё) берет на себя обучающие и воспитывающие функции. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью субкультурных средств - детского правового кодекса, детского фольклора, игровых правил - происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.

Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению задач в нестандартных ситуациях.

Пространство детской субкультуры создает ребенку "психологическое укрытие", защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми.

Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

Принципы работы

  • принцип региональности - ориентация на учет особенностей региона во всем образовательно-воспитательном процессе;
  • принцип гуманитаризации - широкое включение в региональное содержание знаний о человеке, формирование гуманистического мировоззрения, создание условий для самопознания, самореализации развивающейся личности;
  • принцип ориентирования на общечеловеческие понятия - ребенок как полноправный партнер, гражданин;
  • принцип интегрирования - интеграция образовательных областей в различных видах деятельности.

Прогнозируемый результат:

  • Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в группе сверстников, осознание своего социального "я"; приобретение ребенком таких важных социальных качеств личности, как самостоятельность, активность, социальная уверенность;
  • Приобретение ребенком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне
  • Готовность к позитивному принятию роли школьника;
  • Преодоление авторитаризма в воспитании со стороны педагогов, родителей и понимание мира детей с позиции ребенка, совместное переживание его радостей и горестей;
  • Обогащение духовного мира ребенка, обеспечение эмоционального благополучия и создание внутренних предпосылок для дальнейшего психического и личностного развития.

Предлагаемые критерии оценки эффективности работы

Эффективность реализации будет отслеживаться через:

  • организацию выставок;
  • совместные мероприятия (праздники, презентации, общественно полезный труд, походы, концерты и др.)
  • анкетирование и опрос педагогов, детей и родителей;
  • ведение книги отзывов об отдельных мероприятиях;
  • фотовыставки, оформление фотоальбомов.

Этапы работы

1. Работа с педагогическим коллективом;

2. Реализация проекта социально-личностной направленности "Все вместе".

Работа с педагогическим коллективом

Семинары "Социальное развитие детей в ДОУ".

Цель: Создание условий для реализации Программы в области "Социализация" путем приобщения к детской субкультуре.

  • формирование компетенций педагогов по приобщению к детской субкультуре как механизму социализации дошкольников;
  • развитие способностей к проектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • активизация творческого потенциала педагогов.

План проведения семинаров

Сроки

Ответственный за проведение

Понятие детская субкультура.

Основные компоненты детской субкультуры.

Детская субкультура как механизм социализации дошкольников

Старший воспитатель

"Создание предметно-развивающей среды"

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе постоянно.

Компоненты детской субкультуры, присутствующие в группе периодически.

"Педагогическая копилка"

Презентация проекта социально-личностного направления "ВСЕ ВМЕСТЕ"

Старший воспитатель

"Формы приобщения дошкольников к детской субкультуре"

Старший воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

Реализация проекта социально-личностного направления "Все вместе"

1 этап. Исследовательский

Цель: Изучение представлений детей о мире человеческих взаимоотношений и понимание родителей детской субкультуры.

1. интервьюирование детей 4-7 лет на темы:

  • увлечения и досуг ("Увлекаешься ли ты коллекционированием? Что ты любишь собирать?", "Чем ты занимаешься в выходной день?", "Какие дразнилки ты знаешь? Кто тебе их рассказал? Знаешь ли ты считалки? Давай с тобой посчитаемся!"
  • предпочитаемые источники информации (книги - "Назови любимые книги", "Нарисуй любимого литературного героя", телевидение - "Твоя любимая телепередача", "Мой любимый телевизионный герой"
  • представления детей о любви, браке, семье ("Как ты думаешь, что такое любовь?"…)
  • отношение детей к миру взрослых и к миру школьников ("Что обычно делают взрослые? Чем они занимаются? Что делают школьники? Как ты думаешь, кем лучше быть - взрослым, школьником или маленьким ребенком? Почему?…)

2. анкетирование родителей "Какие вы родители?" (Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми? Есть ли у вас общие занятия и увлечения? и т.д.)

2 этап. Основной.

Цель: Целенаправленно создать условия, обеспечивающие интеграцию ребенка в детское сообщество, накопление опыта регуляции взаимодействия между детьми разного возраста и пола, удовлетворение потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье, и возможность транслировать окружающим свой собственный внутренний мир.

Формы работы:

  • презентации жизни детской группы, презентации как личных так и семейных коллекций, что способствует развитию детской уверенности и накоплению опыта разновозрастного общения;
  • выставки - авторские и тематические. Эта форма работы направлена на трансляцию собственного внутреннего мира и осознание значимости своей личности; а так же дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе поливариантности;
  • развлечения и игровые тематические проекты, что обеспечит накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом;
  • совместные праздники детей и родителей, в процессе подготовки и проведения которых создаются условия для гуманизации межличностных отношений;
  • совместная трудовая деятельность дошкольников и их родителей на территории детского сада и за ее пределами.

3 этап. Оценочный

Цель: Подвести итоги работы, проанализировать полученные результаты и составить отчет по проекту.

  • воспитатели групп проводят повторный опрос участников проекта (дети ДОУ и родители);
  • руководитель проекта проводит сравнительный анализ результатов интервьюирования детей и анкетирования родителей с целью изучения качественных изменений в процессе социализации детей и принятию взрослыми особенностей детской субкультуры и составляет отчет.

Поэтапный план реализации проекта

Наименование этапов работ

Мероприятия

Сроки

Результат

Ответственные

1 этап

Анкетирование родителей.

Интервьюирование детей

Сведения о характере детско-родительских отношений

Сведения о детских предпочтениях и увлечениях

Ст. воспитатель, Воспитатели всех возрастных групп

2 этап

Событие "Праздник смеха и добра"

Приобретение опыта самореализации в группе сверстников

Воспитатели и дети 2 мл.группы "Б"

Акция "Делу - время, потехе - час!"

(совместная трудовая деятельность взрослых и детей по уборке территории детского сада)

Усвоение детьми правил, установленных самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле)

Воспитатели всех возрастных групп, родители

Фотовыставка-презентация "Мир увлечений детей и родителей"

Раскрытие ребенком собственного внутреннего мира

Воспитатели, дети и родители старшей группы, Трудовой десант

"Оборудуем прогулочную площадку"

Приобретение опыта эмоционального, содержательного общения

Все участники проекта

"Ярмарка спортивных игр"

Самореализация в группе сверстников, умение адекватно оценивать свои возможности

Воспитатели всех возрастных групп

Создание детского журнала "Мой любимый герой"

Умение общаться, сотрудничать и сравнивать себя с другими

Все участники проекта

Выставка-презентация "Причуды осени"

Умение объединяться на основе общих интересов

Воспитатели, дети и родители средней группы

Игровой проект "Русские народные сказки"

сентябрь

Умение сотрудничать, сравнивать себя с другими, освоение разнообразных ролей в группе сверстников

Воспитатели группы раннего возраста

Концерт для пожилых людей, чаепитие

Проявление доброты, отзывчивости и уважения к пожилым людям

Все участники проекта

Выставка "Моя любимая игрушка"

Раскрытие собственного внутреннего мира

Воспитатели второй младшей группы

Выставка "Моя любимая книжка"

Раскрытие собственного внутреннего мира, освоение социальной роли (автор работы)

Воспитатели подготовительной группы

КВН "Устами младенца", торжественное закрытие проекта

Формирование положительной самооценки

Все участники проекта

Подведение итогов работы

Отчет по работе

Ст. воспитатель

Распространение результатов

Данный опыт работы могут использовать педагоги дошкольных образовательных учреждений в рамках реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Субкультура (от лат. sub – «подкультура») – совокупность специфических социально-психологических характеристик, влияющих на стиль жизни и мышление определенных номинальных и реальных групп людей и позволяющих им осуществлять себя в качестве «мы», отличного от «они» (остальных представителей социума).

Субкультура – это автономное относительно единое образование. Она характеризуется рядом так или иначе выраженных признаков: специфический набор ценностных ориентаций, норм поведения, взаимодействия и взаимоотношений ее носителей, а также иерархию; набор предпочитаемых источников и н формации; своеобразные развлечения, вкусы и способы свободного времяпрепровождения; жаргон; фольклор и др.

Социальной базой образования той или иной субкультуры могут быть возрастные, социальные и профессиональные слои населения, а также контактные группы внутри них, религиозные секты, объединения сексуальных меньшинств, массовые неформальные течения (хиппи, феминистки, экологисты), преступные группы и организации, объединения по роду занятий.

Мера оформленности субкультуры в общем и выраженность ее отдельных признаков связаны с возрастом и степенью экстремальности условий жизни ее носителей.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры характеризуются ценностями социальной практики общества, интерпретированными и трансформированными в соответствии с особенностями субкультуры (просоциальностью, асоциаль-но-

стью, антисоциальностью), возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей.

Каждая субкультура отличается общими для ее носителей предпочтениями, увлечениями, проведением свободного времени. Определяющими факторами при этом являются возрастные, социальные и другие особенности носителей субкультуры, условия их жизни, имеющиеся возможности, а также мода.

Субкультура влияет на детей, подростков, юношей постольку и в такой мере, поскольку и в какой мере группы сверстников, которые являются ее носителями, референтны (значимы) для них. Чем больше подросток, юноша соотносят свои нормы с нормами референтной группы, тем эффективнее влияет на них возрастная субкультура.

В целом субкультура, будучи объектом идентификации человека, является одним из способов его обособления в обществе, т. е. становится одной из ступеней автономизации личности, что и определяет ее влияние на самосознание личности, ее самоуважение и самопринятие. Все это говорит о важной роли стилизованного механизма социализации детей, подростков, юношей.

Педагоги в ходе работы так или иначе сталкиваются с детской или подростково-юношеской субкультурами.

Педагоги, реализующие социальное воспитание, должны быть ознакомлены с особенностями подростково-юношеской субкультуры, ее отличительными чертами. Это важно при организации жизнедеятельности в воспитательных учреждениях.

Субкультуры, как и любое культурное явление, возникли не в культурном вакууме, а в культурно насыщенной среде. Общество XX века перенасыщено различными идеями, философскими течениями и другими культурологическими элементами. Поэтому нельзя говорить, что субкультуры изолированы и антагонистичны масс-культуре, они имеют сложные отношения, как с масс-культурой, так и с другими субкультурами.

Общая часть

Как правило, когда люди говорят о субкультурах, они сваливают их все в один котел. Часто можно услышать фразы вроде: «Всевозможные готы, эмо, панки и так далее», то есть, в представлении людей, не знакомых с субкультурами, нет особой разницы между всеми субкультурами, тогда как для подростков такие фразы могут быть крайне оскорбительными. Для того чтобы понять, что такое субкультура, необходимо знать, когда и при каких условиях подросток (взрослые люди, все-таки, довольно редкие гости в таких компаниях) присоединяется к этой субкультуре.

Все мы похожи и внешне, и по образу жизни, и по своим привычкам. Мы подвергаемся влиянию моды, СМИ, общественному мнению и подчиняемся порядкам.

Молодежных неформальных движений множество. Каждому из нас случалось идти по улице, ехать в метро или просто смотреть телевизор и видеть людей, которые чем-то непохожи на других. У кого-то на голове ирокез, кто-то весь в металле, а кто-то в черной коже проносится мимо вас на мотоцикле. Чаще всего это и есть неформалы – представители современных субкультур.

У неформала свой мир и свои правила: когда в моде розовые рюшечки, он одевается исключительно, как хочет он или как принято в его субкультуре: будь это косуха и козаки или джинсы и хайратник.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени и молодежь придумывает свой способ.

Само слово неформал, неформальный обозначает необычность, яркость и незаурядность. Человек–неформал – это попытка показать свою индивидуальность, сказать серой массе: «я – личность», бросить вызов миру с его бесконечными буднями и выстраиванием всех в один ряд.

Говоря по-научному, субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

1. Субкультуры, понятия и признаки

Субкультуры, это система значений, способов выражения или жизненных стилей, развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте. Другое дело культура – массовое явление – присущая большей части общества система ценностей и образ жизни, диктуемый обществом.

Субкультура — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах.

По социально - правовому признаку неформальные движения разделяются на:

1) просоциальные, или социально - активные, с позитивной направленностью деятельности, такие как, группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды;

2) социально - пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, такие как, музыкальные и спортивные фанаты;

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

Типы молодежных субкультур разделяется на:

1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры);

2) гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.);

3) криминальные ("гопники", "люберы");

4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными;

5) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

6) с социальной позицией - экокультурные;

7) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;

8) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

По направленности интересов молодежные объединения и группы классифицируются как:

1) связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс- культура, увлечение современной молодежной музыкой;

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры;

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты;

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;

9) элита: мажоры, рейверы;

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики;

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты;

13) устремление к право порядковой деятельности;

14) активно занимающиеся определенными видами спорта;

15) около спортивные - различные фанаты;

16) философско-мистические;

17) защитники окружающей среды и др.

Все субкультуры зарождаются в небольших коллективах, объединенных какой-то общей идеей, имеющих схожие вкусы или убеждения. Постепенно количество увлеченных и просто интересующихся возрастает.

2. Причины увлечения несовершеннолетними субкультурами

К установлению обстоятельств и причин, что послужило поводом увлечения несовершеннолетнего субкультурой, необходимо к каждому подходить индивидуально, так как каждый несовершеннолетний, это индивидуум, со своим мировоззрением, ценностями и увлечениями, но, тем не менее, существуют основные общие причины и условия, при которых несовершеннолетний присоединяется к субкультурам.

Присоединение несовершеннолетнего к субкультурам происходит, как правило, в период подросткового детства, возрастные рамки которого определяются как 11-15 лет (разумеется, могут наблюдаться колебания в ту или в другую сторону). Главной доминантой психического развития ребенка в этот период является общение со сверстниками, которое происходит большее время в школах. Как не доминирует установки общности класса как единого организма, но общение по группам всегда превалирует. В школе, в среднем и старшем звене классы поделены на своеобразные группы.

Несовершеннолетнему невероятно важно быть частью одной из таких групп и играть в группе определенную роль, соответствующую особенностям его личности. На протяжении всего обучения в школе несовершеннолетний может переходить из одной группы в другую, его роль время от времени может меняться. Например, если мальчик в начальных классах был шутом и имел признание у одноклассников именно за эту свою черту, то к девятому классу его шуточки уже будут неинтересны окружающим, и ему придется искать какую-то другую роль, например, заслуживать уважение с помощью своего интеллекта.

Но бывают такие дети, которых по тем или иным причинам отказываются принимать в группы, и значит, они не могут занять в классе той ниши, какую хотели бы. Девочки, в основном мечтают быть первыми красавицами в классе, а окружающими воспринимается как изгой, находится в большой опасности с психологической точки зрения. Несовпадение желаемого с реальным может приводить к крайне плачевным последствиям. Именно такие дети чаще всего становятся самоубийцами. Но это, разумеется, лишь крайняя степень.

Следующей причиной, является способ обретения единомышленников, вследствие чрезмерного развитие несовершеннолетнего, которому не интересно проводить время со сверстниками, одноклассниками и он ищет подобных себе по духу и по интересам, так как, в школьной и дворовой среде, он не может реализоваться.

Одной из причин увлечения несовершеннолетними субкультурами, является отсутствие поля для реализации агрессивных, экстремальных проявлений несовершеннолетних, которые в дальнейшем, для реализации своих потребностей, примыкают в группы по интересам, являющихся той или иной субкультурой, его стремлению к самовыражению.

В результате неполучения признания и должного места ни в какой группе, несовершеннолетнему на помощь приходит субкультура. Выбор субкультуры зависит от личных предпочтений ребенка в музыке, в одежде и т.д., либо происходит в результате случайного знакомства с представителями субкультуры, иными словами, для ребенка субкультура – еще один шанс занять свое место под солнцем.

3. "Подводные камни" субкультур

Любая субкультура предполагает какие-либо отличительные признаки – одежду, прическу, аксессуары. Несовершеннолетний, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир, начинает активно интересоваться соответствующей музыкой и литературой.

Большинство несовершеннолетних, увлекаются субкультурами, только ради их внешних проявлений, эпатажа

окружающих, не вникают в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении, даже те, кто верен своей неформальной организации, зачастую не понимают ее.

В каждой субкультуре, есть свои подводные камни и главная опасность этих камней– это попадание в криминально направленную субкультуру. Если несовершеннолетний попадает к скинхедам, неофашистам, в компании, где активно употребляют алкоголь или наркотики, это может иметь самые плачевные последствия.

Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.

Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это.Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны.

Следующей опасностью, является попадание несовершеннолетнего в разные рода религиозные культы, мистические оккультные субкультуры. В мире огромное количество разных религиозных культов. Верят в Бога, в черта, в рай, в ад, в потустороннюю жизнь, в жизнь после смерти. Верят в колдовство, сглаз, парапсихологию, НЛО, астрологию. Верят в библию, Коран, тору, во все, что там написано, но более распространенный среди субкультур, культ "сатанисты", в которой преобладает утверждение, что человек – суть животное, и ничто животное ему не чуждо. Несовершеннолетний, следуя правилам субкультуры "Сатанисты", связанных с жертвоприношением начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного. Немногие, «поступившие» туда, могут вернуться, религиозное воздействие действует словно гипнозом на своих последователей. Пребывание несовершеннолетнего внутри какой-либо субкультуры – это явление временное, как и сама субкультура в целом, но вред личности несовершеннолетнего этот период, может нанести неизмеримый.

Заключение

Субкультуры, это неизбежность, это часть общества, это подростковая психология. Однозначно говорить о вреде или пользе субкультур нельзя, все зависит от самих субкультур, от того что несет в себе субкультура, если хорошее - хорошо, если нет - то нет.

Субкультуры - это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет, так что оценивайте людей по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека, а не как на субкультуру в целом. К любому из движений может примкнуть ваш друг, ребенок, соседка. В каждой субкультуре, всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять несовершеннолетний.

Молодежь всегда привлекает все новое, яркое и необычное, для них это способ выделиться из толпы, заявить о своей уникальности и индивидуальности, а для этого вовсе не обязательно понимать, какие именно символы ты на себя вешаешь. Положительный аспект в этом тоже есть - у большинства увлечение меняется или просто проходит, бывает, что человек просто перерастает свой искренний интерес. А оставшееся меньшинство - это те, кого действительно привлекала культура, а не красивая обертка.

Но тем, не менее, если вы заметили, что ваш ребенок примкнул к той или иной субкультуре, постарайтесь аккуратно выяснить об этом течении все, что сможете. Не делайте скоропалительных выводов, услышав обрывки рассказов знакомых. Расспросите самого ребенка об этой субкультуре, но обязательно без давления, просто ненавязчиво поинтересуйтесь, в чем суть этой субкультуры, спросите об истории зарождения. Если вы построите разговор правильно, ребенок сам вам все расскажет, но, если вы допустите хотя бы ноту неодобрения по отношению к субкультуре, ребенок закроется для вас навсегда. И только лишь в том случае, если вы поняли, что есть повод для опасений – ребенок связался с криминальной организацией или с сектой, - ваше активное вмешательство просто необходимо.

Будьте внимательны к вашему ребенку, и тогда все у вас будет замечательно.

В 50е гг. 20 века появляется неведомое до сих пор явление общественной жизни, как молодежная субкультура. До 50х гг. этого никогда не наблюдалось.

Субкультура – система ценностей, и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков и молодежи примерно от 10 до 20 лет.

Субкультура молодежи получает развитие потому, что есть некоторые факты социальной жизни, которых не было до этого:

1) Лучшая экономическая жизнь (особенно в развитых странах)

2) Удлинение сроков обучения

3) Вынужденная незанятость трудом из-за удлинения сроков обучения

При этом человек чувствует себя достаточно взрослым, ему надо реализовывать себя, понимать, кто он? – через общение с окружающим миром, а с другой стороны он находится в статусе учащегося, который помогает ему оставаться ребенком. Т.е. двоякое положение молодого человека: с одной стороны – достаточная взрослость, с другой стороны – социальный статус – учащийся.

Появилось понятие «социальное детство», характеризующее то состояние, в котором находятся молодые люди, которые (в силу ряда причин) не заняли пока еще определенное положение в обществе.

«социальное детство» в связи со статусом учащегося у человека получает развитие. Люди становятся взрослыми позже сейчас, чем в сравнении с 40ми гг.

Молодежная субкультура – та среда, в которой происходит взросление детей, молодежи. Эта субкультура принимает различные формы.

На сегодняшний день (очень важный момент!) Семья – уже не основной источник социализации для ребенка. Семья перестает постепенно выполнять роль главного института социализации. И добавляется к семье та молодежная субкультура, которая тоже вносит немаловажный вклад в социализацию молодого человека. Да, семья дает первичную социализацию, но как только ребенок вырастает и может считать себя принадлежащим не только к членам семьи, но и к возникающим молодежным группировкам, вот именно эта молодежная группировка начинает играть важную роль в социализации ребенка. И иногда эта молодежная группировка может пересиливать влияние семьи. В этом явлении субкультуры есть положительный и отрицательный моменты.



Плюсы:

1. Выполняется функция адаптации.

2. Дает возможность молодому человеку обрести первичный статус в обществе, т.е. как-то заявить о себе в обществе.

3. Частичное освобождение от родительской опёки.

4. Передача ценностных ориентаций, современных молодому человеку, играющих важную роль в обществе (молодые люди чутки ко всему новому)

5. Возможность получать контакты с противоположным полом, налаживать с ним отношения, понимать, кто ты в этих отношениях.

Социологи считают, что молодежная субкультура имеет значение как важный подготовительный этап уже взрослой социализации. Интересно то, что когда человек входит в молодежную субкультуру или в какую-нибудь молодежную группировку, то возникает т.н. двоякое течение в этой группировке. С одной стороны, человек хочет идентифицировать себя с членами этой группы, т.е. быть таким, как они. Таким образом, человек присваивает многие формы поведения, ценностные ориентации, суждения, одежду, язык, которые свойственны его группировке. Т.е. он «врастает» в культуру через ценности, привычки, образ жизни, который ведет его группировка. С другой стороны, внутри этой группировки он хотел бы показать себя как индивидуальность. Т.е. получаются 2 тенденции, которые существуют одновременно. Являются противоположными и движущей силой для развития личности человека, для развития его социальной адаптации.

Получается, что развитие личности – с одной стороны, идет через отказ от индивидуальности, а с другой стороны – от стремления показать свои индивидуальные качества внутри своей группировки.

Есть люди, которые избирают традиционный путь социализации, т.е. не вся молодежь входит в жизнь через субкультуру, через неформальные объединения (таких людей – большинство).

Для таких людей в родительской семье социализация оказалась достаточно успешной. Т.е. те дети, которые входят в неформальные объединения или создают их – это дети не из успешных семей. Семья не смогла им дать то в социализации, что требовалось ребенку. И он ищет себя в других местах.

В семье ребенок не смог комфортно социализироваться.

Неформальное объединение – это одно из проявлений молодежной субкультуры!!!

Причины прихода в эти неформальные объединения:

1) Проблемы в семье. Т.е. это либо бесконтрольное и безразличное отношение родителей к своим детям, или наоборот – ограничение свободы, повышенное внимание.

2) Проблемы с формальными друзьями, т.е. с теми, кто живет обычной жизнью и врастает в культуру традиционным способом. Человек не находит возможности общаться с такими детьми. Он ищет себе других друзей.

3) Отсутствие свободных, доступных форм проведения досуга. Человек не знает, куда себя деть (причины тому, к примеру, - исчезновение бесплатных кружков для детей).

Раньше, при изучении неформальных группировок, социологи и психологи приходили к выводу, что дети идут в неформальные группировки только для того, чтобы как-то убить время. Т.е. они не дают никакой почвы для формирования ценностных ориентаций. Сейчас мнение социологов и психологов изменилось: внутри неформальных группировок существуют культурные ценности, тенденции, которые человек себе присваивает (если только н.г. – не антисоциальные).Человек в неформальной группе может реализовать себя как личность, показать свои способности, заслужить признание товарищей. И поэтому, считать, что это только бессмысленное и бесполезное проведение времени – нельзя. С психологической точки зрения, неформальные объединения дают человеку вполне определенный психологический комфорт, который ему нужен для нормального развития.

Неформальные группы делятся на 3 большие подгруппы:

1) Асоциальные

2) Просоциальные

3) Нейтральные

Все неформальное движение началось с движения «хиппи». Это были первые неформалы, которые появляются в Европе в 50х гг., проникают в СССР в конце 60х гг. В этом движении соединились и положительные, и отрицательные тенденции.

Установка хиппи:

1) Ничего не скрывать о себе.

2) Употребление наркотиков.

Каждая из 3 подгрупп имеет в своем составе подпункты: к примеру, к нейтральным – музыкальные объединения; просоциальные – экологические объединения, асоциальные – фашистские объединения и т.п.

Объединения меняются ОЧЕНЬ быстро.

Психологические особенности у человека, когда он попадает в данную среду:

1) Стремление быть или стать самим собой. У человека появляется мысль о том, что именно здесь он тот, кто есть на самом деле.

2) В неформальной среде действуют такие процессы, как «заражение» и «подражание». Человек начинает быть как все, считая, что он так хочет сам. На самом деле на него влияет то, что ребята вокруг него другие, он хочет стать как они. Заражение и подражание – стремление стать неразличимым в данной группе, но это стремление не осознается. Ему не надо думать, каким быть.

3) Стадный инстинкт, присущ неформальным группировкам. Человек старается вести себя как все, не включая контроль. Принимает неформальные действия, растворяясь в среде себе подобных.

Особенность асоциальных и нейтральных группировок: человек признается своим по внешним признакам. Если ты одет как мы, говоришь на нашем языке – ты один из нас. Нет анализа внутри. Внутри неформальной группировки отсутствует критика членов группировки. Если соблюдается внешнее сходство, значит ты наш! Поэтому, достаточно трудно разговаривать с этими детьми. Учитель не такой как он – ребенок его не услышит.

Идея не отделяется от личности, которую ее высказывает. Эта установка подростковая. Взрослый не может ничего нам умного сказать. И это мы переносим во взрослую жизнь. Для неформалов люди, не принадлежащие к ним, не высказывают ценных для них идей. Поэтому достаточно трудно проникнуть внутрь человеку, который принадлежит к неформалам.

Еще одна психол. особенность неформ. объединений – это завышенные притязания. Т.е. человек чувствует себя уникальным, особым, достойным особого отношения, положения, обращения.

С такими детьми, которые относятся к неформальным объединениям, нужно вести себя ОЧЕНЬ АККУРАТНО.

Как правило, обществом молодежная субкультура оценивается отрицательно. Причины отрицательных суждений:

1) Обязательное наличие стана врагов. У асоциальных – всегда, у просоциальных – иногда.

Минусы появления неформальных движений:

1) Движение, которое изолирует молодежь от влияния взрослых.

2) Многие неформальные движения близки к сектам и опасны для психического здоровья людей.

3) Принимается положительно, если человек пройдет в нем, и вернется в русло обычной культуры.

Психологи считают, что положительным результатом работы с детьми является то, что они возвращаются в русло традиционной культуры. В зависимости от силы объединения это возвращение может произойти, а может и не произойти.

Почему в нашей стране не было такого количества движений раньше, во времена СССР?

В СССР обязательно нужно было принадлежать к октябрятской, пионерской, комсомольской организациям. Все они функционировали на базе школы. Поэтому ничего другого в школу просто не могло проникнуть. Дети были полностью заняты этими движениями.

По закону в школах не имеет права действовать то или иное объединение. Школа – свободная зона от любого вида объединений.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!