Развитие детей в 1 месяц. Первый месяц жизни ребенка. Любовь и забота

Одни родители уверены, что месяц - слишком короткий срок для того, чтобы их младенец освоил какую-либо иную науку, кроме как есть, какать и кричать круглые сутки. Другие, наоборот, с влажным блеском в глазах, готовы доказывать, что их месячный малыш практически уже готов к зачислению в ВУЗ - ведь он уже так «внимательно слушает», «кивает в ответ», «машет ручкой на прощание» и даже «все-все понимает». В действительности, от правды жизни далеки и те и другие. Что же на самом деле умеет ребенок в 1 месяц, и должен ли он вообще что-либо уметь?

Родиться – это тяжелая работа! Но и период новорожденности (первые 28 дней) для крохи – ничуть не легче: ведь мир вокруг такой большой и сложный... Как происходит развитие ребенка в самом начале жизни, и что уже умеет малыш на рубеже в 1 месяц?

Ребенку 1 месяц: новый мир, новое расписание

Всего за двенадцать месяцев ваш малыш изменится до неузнаваемости, и не только внешне. Он превратится в подвижного и любопытного карапуза, уже начинающего ходить, говорить и показывать первые признаки характера. Но у этого «восхождения» - 12 ступеней, 12 месяцев. Первая ступень - стартовая - заключается в основном в адаптации малыша к новым условиям «бытия». Но это отнюдь не значит, что ребенку в 1 месяц совсем нечем похвастаться!

Развитие ребенка в первый месяц жизни действительно по большей части сводится к тому, что он привыкает к новому, большому, странному миру. А вы привыкаете к тому, что с этого момента должны постоянно и неотлучно находиться рядом с ним и заботиться о нем.

Развитие ребенка в первый месяц жизни: теряем вес, набираем вес

Не стоит беспокоиться, если в первые дни жизни ваш малыш немного теряет вес. Новорождённые появляются на свет с дополнительным количеством жидкости в организме и обычно теряют до 10% своего веса за первую неделю. После этого их организм стабилизируется, и ребенок снова начинает набирать граммы. На исходе второй недели малыши, как правило, весят примерно столько, сколько они весили при рождении.

А вот уже к концу первого месяца жизни детишки, в условиях адекватного ухода и режима питания, начинают стремительно и стабильно набирать вес – в среднем от 15 до 30 грамм каждый день.

Что умеет ребенок в 1 месяц: трогательные рефлексы

Несмотря на то, что в первый месяц жизни ребенка его нервная система еще в процессе развития, он уже многое умеет. Вы увидите, что у вашего малыша есть несколько врожденных рефлексов. Один из таких, к примеру, сосание. Вскоре после появления на свет ваш ребенок способен - пусть и с вашей помощью - захватывать грудь и есть. А если вы прикоснетесь к его ладошке или положите на нее свой палец, он непроизвольно сожмет ее в кулачок.

Этот рефлекс осчастливил ни одно поколение отцов. Редкий папа упустит случай трогательно похвастаться, что у его отпрыска - крепкое мужское рукопожатие или «железная» хватка.

Если младенец вдруг чего-то испугался, например, вспышки яркого света, он разводит в стороны ручки и ножки, а затем поджимает их обратно. Это называется рефлексом Моро, он останется у ребенка до 4-5-го месяца, затем начнет постепенно угасать.

Ребенку 1 месяц: «Я бы взял бы да пошел - пусть меня отпустят!»

К концу первого месяца жизни у вашего ребенка уже формируется инстинкт к хождению. Если вы, придерживая малыша, поставите его ступню на ровную твердую поверхность, он попытается сделать первые шаги. Этот рефлекс называется «автоматическая походка новорожденного». Но не спешите! Всему свое время - не нужно стараться ставить ребенка на пол или стол, поддерживая лишь за ручки. Позвоночник малыша еще слишком слаб и однозначно не готов для такой нагрузки.

Кроме того, несмотря на то, что месячный новорожденный уже способен поворачивать голову, когда лежит на животе, его шея еще не настолько сильна, чтобы он мог держать голову самостоятельно. Поэтому всегда поддерживайте затылок ребенка, когда берете его на руки.

Спит как младенец?

Первые несколько недель вам может казаться, что единственное, в чем нуждается новорожденный помимо - это . На самом деле, новорожденные и правда очень много спят, по 15-16 часов в день. Эти часы могут быть нерегулярными, поскольку ребенок еще не привык к нормальному режиму смены дня и ночи.

Помните, в первый месяц жизни ребенка его циклы сна и бодрствования сильно отличаются от ваших. В отличие от взрослых, сон младенцев по большей части состоит из фазы быстрого сна. Это значит, что в течение первых недель ваше дитя будет просыпаться так же неожиданно, как и засыпать.

Вы можете помочь своей крохе быстрее привыкнуть к естественным биоритмам, играя и разговаривая с ним в течение дня, и сохраняя порядок вещей однообразным и скучным ночью. В конце концов, малыш «поймет», что днем играют, а ночью спят. И постепенно, как раз к концу первого месяца жизни, малыш станет все больше бодрствовать днем и все крепче спать по ночам.

Развитие ребенка в 1 месяц: что видит, как слышит?

В первый месяц жизни ребенка развитие его зрения еще только начинается, новорождённые близоруки. Малыш видит только те объекты, которые находятся от него не дальше двадцати-тридцати сантиметров. Это значит, что младенец сможет более-менее отчетливо видеть ваше лицо, когда вы его кормите или находитесь рядом. Кстати говоря, он предпочтет смотреть на ваше лицо вместо мордочки какой-нибудь плюшевой игрушки – неонатологи отмечают, что новорожденных естественным образом привлекают в большей степени именно «живые» человеческие лица. Малыш также предпочтет рассматривать высоко-контрастные объекты, ведь их лучше видно (это правда не означает, что нужно заполнить детскую спальню лишь черно-белыми игрушками, пастельные «мягкие» цвета тоже хороши и полезны).

Вполне вероятно, вы заметите, что в первый месяц жизни ребенок будет скашивать глаза, пытаясь сфокусироваться. Это нормально, ведь аппарат зрительного контроля новорождённого еще не сформировался. Однако если ребенок продолжает «косить» вплоть до трех или четырех месяцев, его нужно показать врачу, это может быть признаком косоглазия.

Слух у новорожденного тоже еще не развился, но многие звуки к концу первого месяца жизни он слышит уже отчетливо. Особенно голоса родителей, к которым он привык, пока находился в утробе. Кстати, новорожденным нравятся слушать высокие, пронзительные звуки. Так что не слишком возмущайтесь, когда ваша мама или няня специально разговаривает с ним писклявым детским голоском - до некоторого времени это даже полезно.

Если ваш ребенок в месячном возрасте совсем не реагирует ни на какие звуки, покажите его врачу. Несмотря на то, что в роддоме неонатолог проверяет слух у всех новорожденных, подстраховка не повредит.

Достижение первого месяца - любовь к сладкому

Как и дети постарше (да и многие взрослые) новорожденные любят сладковатый вкус. Все дело в том, что в первый месяц жизни ребенка развитие его вкусовых рецепторов только начинается – младенец пока еще не умеет распознавать горькое и соленое. А вот сладковатый вкус своего питания (который формируется благодаря особому ) месячный малыш распознает уже очень хорошо.

Что касается обоняния, то у месячного малыша оно уже хорошо развито – с первых дней жизни он вполне способен различить запах соска материнской груди и запах грудного молока.

Ребенку 1 месяц: общение сквозь слезы

У ребенка в 1 месяц есть пока еще только единственный способ общения с окружающим миром – плач. Ваш ребенок может плакать до трех часов в день, и это нормально. Не паникуйте – чем старше он будет, тем будет меньше слез. Плач – это способ вашего ребенка сказать «Я голоден – корми меня!», или «У меня мокрый подгузник – поменяй его!», или просто «Я устал». В конце концов, вы научитесь различать этот плач и выбирать .

Достижения не велики, но воля к победе - огромна!

Итак, месячный кроха еще не может похвастаться множеством новых умений и навыков. Пока он еще лишь привыкает к новым условиям жизни, кардинально отличающихся от тех, в которых он пребывал до рождения. Однако, кое-что он уже умеет. А именно:

  • заинтересованно следит за лицом склонившегося к нему человека
  • пытается повторить мимику своего «собеседника»
  • с любопытством случает речь
  • иногда повторяет некоторые звуки «в унисон» говорящему;
  • различает яркие однотонные цвета (красный, черный, белый, желтый);
  • узнает голос, запах и прикосновения того человека, который проводит с ним больше всего времени (чаще всего - это мама);
  • способен сосредоточить взгляд на неподвижном ярком предмете;
  • в положении на животе активно пытается поднять и повернуть голову.

По сравнению с тем, что ваш малыш сможет продемонстрировать в год - все перечисленные навыки кажутся незначительными. Но вы оценивайте успехи своего ребенка «с другой стороны» - по сравнению с тем крошечным «вопиющим комочком», каким ваша кроха выглядела при рождении, сегодняшний месячный карапуз - уже невероятный богатырь и герой. Не так ли?

#Новорожденный младенец - существо удивительное. Слабый и беспомощный, он способен относительно легко перенести стресс, который ошеломил бы и взрослого. Шутка ли - внезапно очутиться в совершенно не привычной внешней среде, да еще при необходимости моментально перейти на новый способ дыхания, кровообращения, а затем и питания!

Новорожденный очень мал, но в этом маленьком хрупком теле заложен мощнейший потенциал роста. Его органы пищеварения способны усвоить за сутки 600-700 г материнского молока, но ведь это пятая часть массы его тела!

Новорожденный приходит в мир с достаточным запасом целесообразных рефлексов. Стоит прикоснуться пальцем к его губам, как он вытянет их хоботком, приготовясь сосать. Капните ребенку на язык какой-нибудь сладкий раствор, и он начнет втягивать его, причмокивать, а в ответ на кислое, соленое или горькое - сморщится, закричит, попробует откашляться. Громкий внезапный звук заставит его насторожиться - ребенок наморщит лоб, как бы прислушиваясь, забеспокоится. Малыш различает запахи и узнает маму по запаху молока, связанному для него с приятными ощущениями.

Но самое удивительное - это то, что новорожденный уже индивидуальность, уже характер!

Пожалуй, для начала следует усвоить истину, что ребенок - это не взрослый в миниатюре, а имеет свои совершенно определенные особенности, которые необходимо учитывать. У каждого возраста свои особенности.

Вы можете сами оценить психическое развитие своего ребенка. Например, проверить наличие основных рефлексов:

- «подошвенный» рефлекс - вы проводите пальцем по подошве, и ребенок отдергивает ножку,

- «сосательный» рефлекс - вы проводите пальцем ребенку по губам, и он с готовностью складывает губы трубочкой и причмокивает, делает сосательные движения,

- «хватательный» рефлекс - вы вкладываете кончик пальца ребенку в руку, и тот крепко сжимает его.

Если перечисленные (согласитесь, довольно забавные) рефлексы присутствуют, ваш ребенок - в норме.

Запомните, что характер ребенка формируется с первых дней его жизни - в общении с вами. Начинается формирование характера с условных рефлексов: положительных и отрицательных. Забота родителей - чтобы положительных условных рефлексов было побольше, а отрицательных, естественно, поменьше. Положительные условные рефлексы возникают на регулярное питание, регулярные же гигиенические процедуры, общение, ласки. Во всем, что касается ребенка, должны чувствоваться порядок, режим. Ребенок должен ощущать заботу.

Но если вы будете непоследовательны, раздражительны, а порой даже злы (ведь бывает так не хочется подниматься ночью - пеленать ребенка, да еще если тебе, папа, рано утром - на работу), то и у ребенка сформируется характер нервный - и это будет мешать ему (и не только ему) всю жизнь.

В первые же дни, как вы приехали домой из роддома, вас и вашего ребенка обязательно посетят медицинская сестра и участковый педиатр. Не стесняйтесь, задавайте им любые вопросы, касающиеся вашего ребенка и ухода за ним.

На первом году жизни не помешает контролировать самостоятельно прибавку в весе с помощью таблицы, в которой ось абсцисс - вес ребенка в граммах, а ось ординат - месяцы или недели жизни. В норме кривая линия, которая получается у вас на этой таблице, должна быть плавной - без резких скачков вверх или вниз. Если на протяжении нескольких дней линия держится на одном уровне, не следует волноваться. Когда ребенок здоров, когда у него хороший аппетит, он наберет нужный вес.

Педиатры определяют индивидуальный долженствующий вес ребенка, прибегая к помощи всевозможных мудрых формул и вычислений. Родителям достаточно знать, что их ребенок в первые три месяца жизни при нормальном развитии должен ежедневно набирать от 20 до 30 граммов веса.

Не перекармливайте детей. Толстый ребенок - еще не значит красивый. Повышенный вес - не гарантия от заболеваний.

Как правило, молодые мамы и папы в первое время боятся даже взять новорожденного на руки. И это не случайно. Они ведь не знают, как правильно брать малыша. Он такой хрупкий и нежный, маленький.

Нельзя поднимать ребенка за руки.

Нельзя держать ребенка так, чтобы была запрокинута назад его головка. Голову ребенка обязательно надо поддерживать.

Правильно держать ребенка научиться не сложно: ребенок практически лежит у вас на левой руке, а головка придерживается локтем; правой рукой вы поддерживаете ножки.

Иными словами: необходимо, чтобы тельце малыша имело три места опоры - затылок, на уровне лопаток и на уровне таза.

С самых первых дней не нужно нянчить ребенка - не следует без особой на то нужды брать его на руки, укачивать, убаюкивать. Ребенок быстро привыкает к такому обращению и уже не может без него, требует его, капризничает. И если мама, в другой раз занятая, не может снова нянчиться с ним, ребенок пускается во все тяжкие - поднимает крик. Хочешь не хочешь, приходится уступать.

Не надо впадать в панику при первом же крике ребенка. Подойдите и выяснете причину плача.

Причин плача новорожденного и ребенка в первые месяцы жизни не много:

Ребенок «сходил» в пеленки,

Ребенок чувствует дискомфорт (например, давят шовчики распашонки),

Ребенок голоден или его мучает жажда.

В первом случае ребенка надо перепеленать. Во втором случае - пересмотреть его одежду (опытные мамы знают, конечно, что распашонки надеваются наизнанку - швами наружу, чтобы они не терли и не давили на нежную кожу ребенка). Ну а в третьем случае - надо просто посмотреть на часы, не пришло ли время кормления вашего малыша. Разберитесь. Быть может, ваш ребенок просто хочет пить. Дайте ему кипяченой водички с чайной ложечки или сладкого чаю.

Вследствие того, что младенец еще слишком слаб и мышцы шеи у него не развиты, движения головы ограничены; в менее проветриваемых местах - на затылке, на шейке - временами проступает пот. Если его не удалять своевременно, может возникнуть раздражение в указанных местах - в виде мелкоточечных красных высыпаний. Это так называемая потничка.

Если и далее не обращать на нее внимания, то раздражение под воздействием нового пота может усилиться. При присоединении инфекции возникают даже гнойнички. А это уже серьезное осложнение. Чтобы не допустить его, устраняйте время от времени выступающий пот салфеткой.

Если вы контролируете вес ребенка по таблице, то помните, кривая веса должна медленно и плавно подниматься. К концу первого месяца жизни ребенок должен весить около четырех килограммов. Но не волнуйтесь, если он весит три с половиной килограмма. Надо учитывать и индивидуальные особенности.

То же самое касается и роста. У нормального доношенного ребенка длина - в среднем пятьдесят сантиметров. В первые несколько месяцев жизни ребенок подрастает сантиметров на пять. Но если вы узнали, что чей-то ребенок побольше, - не переживайте.

Не забывайте обращать внимание на состояние пупка у ребенка. У некоторых детей - особенно у беспокойных, которые «любят» покричать, - при крике пупок несколько выпячивается. Иногда же пупок образует при крике или при кашле довольно значительную выпуклость, достигающую иной раз величины грецкого ореха и более. Это пупочная грыжа, которая возникает вследствие слабости брюшной стенки.

Если вы заметили такую грыжу, незамедлительно проконсультируйтесь с вашим участковым детским врачом. Бывают случаи - приходится делать операцию, но чаще всего грыжа устраняется сама, когда ребенок через несколько месяцев наберет в весе и когда сильнее разовьется жировая ткань.

Никогда не забывайте, что кожа у детей очень нежная, а сам ребенок еще слаб, чтобы успешно противостоять некоторым неблагоприятным внешним факторам. Нельзя легкомысленно долго оставлять ребенка лежать на мокром - в мокрых пеленках; от этого на тельце малыша могут появиться опрелости. Проявляются опрелости в виде покраснения участков кожи. Кожа воспалена, очень чувствительна, болезненна. Ребенок, естественно, беспокоен, плачет. Если не принять соответствующих мер, на месте покраснений могут образоваться волдыри. Волдыри затем лопаются, и картина возникает из неприятных.

Каким образом не допустить опрелости:

Стремиться перепеленать ребенка вовремя;

Обратить внимание на качество стирки пеленок (в ткани могут присутствовать остатки мочевой кислоты, которые даже при сухих пеленках способны раздражать нежную кожу).

Если ваш ребенок имеет склонность к опрелостям, его при перепеленании следует протирать чистой влажной салфеткой - протирать именно мокрые места, а места опрелостей обрабатывать жирным детским кремом.

Одна из особенностей первого месяца - струпики на волосистой части головы. Возникают струпики при избытке выделений кожных желез. Выделения засыхают, и снять их потом бывает непросто. Струпики имеют желтоватый цвет, иногда полупрозрачные, иногда чешуйчатые, и шелушатся.

Ни в коем случае нельзя слишком активно очищать ребенку голову от этих струпиков, поскольку при этом можно поранить кожу и внести инфекцию. Даже самая маленькая инфекция чревата опасностью для ребенка - он ведь еще так слаб. Удаляются струпики с помощью ватного тампона со стерилизованным растительным маслом после купания ребенка.

Не оставляйте ребенка долго лежать в одном положении. Он еще маленький и не может сам повернуться. От долгого лежания без перемены положения мышцы ребенка устают, и ребенок начинает беспокоиться. Кроме того, длительное лежание в одном положении, особенно в первые месяцы жизни, неблагоприятно сказывается на формировании головы ребенка. Например, если ребенок постоянно лежит на спине, то со временем голова у него может быть со слегка скошенным затылком. Это объясняется тем, что «роднички» - зона роста - на голове ребенка еще открыты, череп пластичен.

Слух новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Некоторые молодые родители с первого дня, как только привезут ребенка из роддома, ходят по квартире на цыпочках, боясь потревожить новорожденного. Быть может, это излишне. В первые несколько дней после рождения - около недели - ребенок еще не очень хорошо слышит. Слуховой нерв развивается полностью в течение всего первого года жизни. Соответственно и слух у малыша развивается постепенно.

С первого же дня жизни обращайте внимание на слух вашего малыша. С достоверностью установлено, что ребенок еще в утробе матери слышит звуки - приглушенные, конечно, - звуки музыки, голоса. Кстати, голос матери ребенок уже отличает от других: этот голос слышится ему громче; ребенок воспринимает его не только органом слуха, но и телом - так называемая тканевая проводимость (вы не знаете, как Бетховен слушал музыку, когда у него наступила полная глухота? Он слушал музыку телом - обняв рояль). Когда ребенок родился и вам его впервые принесли, он уже узнает ваш голос. Этот голос ему родной. Говорите с ним почаще. И помните: ребенок с первых дней уже хорошо различает интонации, ласковый тон от строгого отличит.

Что касается развития слуха (не только физиологического, но и музыкального), старайтесь, чтобы ваш ребенок по рекомендации некоторых авторов «купался в звуке». Конечно же, эти «купания» должны проводиться, когда ребенок бодрствует. В первый месяц жизни ваш малыш почти все время спит, но вот он немного подрос, и все чаще приходит время общения. Говорите с малышом, развивайте его слух; пусть в вашем доме в такие минуты звучит музыка - негромкая спокойная музыка, из классики что-нибудь, с легко угадываемым мелодичным рисунком.

Зрение новорожденного ребенка в первый

месяц жизни

Глаза как сложный оптический прибор тоже еще не вполне развиты у новорожденного. Установлено, да вы и сами заметите, что в первые дни ребенок еще не может фиксировать взгляд. Скоро малыш уже будет справляться с этим делом, но он еще некоторое время не способен перестраиваться на близкие и дальние объекты. Он как бы видит на одном расстоянии. И это расстояние составляет 25-30 см. Отсюда и рекомендации...

Если вы хотите что-либо показать своему малышу -яркую игрушку, например, - держите ее перед ним на расстоянии 25-30 см. Если вы хотите, чтобы ребенок рассмотрел выражение вашего лица (а он уже отличает ласковое лицо от спокойного и тем более строгого), приблизьтесь к ребенку на расстояние 25-30 см.

Когда ребенок видит ваше лицо, пусть он видит ласковую улыбку. В этом случае он чувствует себя защищенным, и настроение у него будет лучше. Малыш все понимает. «Понимание» ему обеспечивают инстинкты. Они для него как «автопилот» в море эмоций и ощущений.

Осязание новорожденного в первый месяц жизни

У ребенка, открывающего мир, с первых дней жизни должны быть задействованы все органы чувств. О слуховых и зрительных впечатлениях мы уже говорили. Органы обоняния и вкуса у ребенка тоже достаточно развиты и «работают» - это установлено экспериментально. Теперь о чувстве осязания… Когда ребенок бодрствует, ему необходимо чувствовать свое тело, ощущать прикосновения к телу. Это важно и для правильного формирования органов восприятия, и для последующей верной ориентации в пространстве. Если ребенок не спит, возитесь с ним побольше. Ему это нравится, ему это полезно.

Пеленание новорожденного

Не первый год педиатры и ортопеды твердят родителям, что нельзя пеленать ребенка туго, с вытянутыми ножками, как по стойке «смирно». В последнее время этот призыв стал особенно актуальным, потому что у детей чаще отмечается дисплазия - недоразвитие тазобедренного сустава. Сам по себе дефект небольшой, внешне совершенно не заметный, но если он будет прогрессировать, может произойти вывих тазобедренного сустава. А это уже потребует длительного лечения, в запущенных случаях даже хирургического.

Создать условия для того, чтобы дисплазия не прогрессировала, очень просто: поможет так называемое широкое пеленание. Поза со слегка раздвинутыми бедрами естественна, физиологична для ребенка, она создает благоприятные условия для правильного развития тазобедренных суставов.

Для широкого пеленания придуманы различные трусики, но вполне можно обойтись обыкновенной фланелевой пеленкой, свернув ее несколько раз вдоль и проложив между ножками ребенка, под подгузником. Или, еще проще: используя в качестве подгузника не маленькую пеленку, как обычно, а большую.

Традиционно ребенка первых месяцев пеленали «с ручками», но правильнее оставлять ручки свободными, зашив концы рукавов распашонки. А чепчик или косыночку надевайте только после купания.

Грудное вскармливание новорожденного

Надо ли доказывать, что грудное вскармливание - самое лучшее? Оно было вне конкуренции, когда заменить его можно было только коровьим молоком, оно остается вне конкуренции и сейчас, когда появилось множество сухих молочных смесей, изготовленных по передовым технологиям. В этих смесях с большой точностью воспроизведен химический состав женского молока, они обогащены витаминами и другими полезными добавками. Это достаточно полноценное питание для ребенка. Но - только питание. А материнское молоко - больше чем питание. В нем есть то, чего нет и не может быть в искусственных смесях: биологически активные вещества, гормоны, антитела, защищающие от болезней. В последнее время проведены исследования, показавшие, что в материнском молоке появляются антитела против того возбудителя, который вызвал заболевание малыша.

Но, мало того, вскармливание грудью имеет огромное психологическое значение для обоих: мать и дитя здесь едины. После перерезания пуповины живая теплая струйка молока, переливающаяся от матери к ребенку, снова связывает их, помогая взаимопониманию.

Хотя сосательный рефлекс является доминирующим и формируется еще внутриутробно, не все дети сразу хорошо берут, грудь. Трудности могут возникнуть, если соски у матери плоские, недостаточно выпуклые. Такие соски полагается готовить к кормлению еще во время беременности, по нескольку раз в день осторожно вытягивая их пальцами. Это же надо проделывать перед каждым кормлением, а начиная кормить, средним и указательным пальцами слегка сжать грудь у края ареолы (околососкового кружка) - сосок выдвинется вперед и его легче будет вложить ребенку в ротик. Вкладывать надо не только сосок, но и ареолу - так младенец будет меньше заглатывать воздух, а это - профилактика срыгиваний. Материнская грудь может оказаться и слишком тугой для вашей крохи. Помочь можно, сцедив первые капли молока. Иногда ребенку становится неудобно сосать просто потому, что мама не догадывается приподнять рукой грудь, и она закрывает ему нос, мешая дышать. Бывает, мама слишком плотно прижимает малыша к себе, и это заставляет его рефлекторно откидывать голову.

Педиатры давно уже отметили, что среди младенцев четко выделяются активно сосущие и ленивые. Активный, сделав несколько поисковых движений головой, сам находит сосок, сосет ритмично, не прерываясь, а «добыв» положенное, сам выпускает сосок и засыпает. Ленивый же (это чаще ослабленный, а не просто флегматичный), пососав несколько минут, начинает дремать у груди, изредка делая во сне вялые и непродуктивные сосательные движения. Такого приходится побуждать к еде, тормошить, будить, похлопывая по щечке, иногда даже на минутку распеленать, чтобы он окончательно проснулся и стал есть.

Большой знаток всех тонкостей вскармливания, профессор А. Ф. Тур выделял еще и группу детей, которые как будто боятся груди - пососет такой немного и откинется с гримасой, выражающей чуть ли не отвращение. Возможно, это гурман, которому не понравится запах молока, появившийся после того, как мама поест лука, чеснока или какой-то пряной зелени. Ничего такого «пахучего» лучше на первых порах вообще не есть, а пробовать потом, понемножку, проверяя реакцию ребенка. Откажитесь и от таких явно аллергизирующих продуктов, как цитрусовые, шоколад, клубника.

В норме кормление длится 15-20 минут, но в первые дни, пока отрабатываются детали этой процедуры, оно может затянуться и на полчаса.

Идеальный ритм кормлений - шесть раз в сутки, через три с половиной часа с обязательным ночным перерывом. Однако ребенка, родившегося с низкой массой тела (ниже трех килограммов), желательно кормить семь раз с трехчасовыми перерывами, а может быть и чаще. Можно пойти ему навстречу и покормить ночью, в общем, кормить не по часовой стрелке, а по потребности.

Ребенок, родившийся с массой тела больше четырех килограммов, - кандидат в толстяки, такого не перекармливайте. Как правило, малыши не высасывают из груди больше чем нужно, но крупные дети иногда изначально обладают повышенным аппетитом. Если возникло такое предположение, надо контрольным взвешиванием до и после кормления определить, сколько он высасывает. И если окажется, что больше 120-130 г, то дополнительных кормлений не допускать.

Покормив, подержите ребенка несколько минут вертикально, чтобы он отрыгнул воздух - это уменьшит вероятность срыгиваний. А положить его после обязательно на бочок, потому что, если он все-таки срыгнет, то в положении на спине может захлебнуться.

Первые недели грудного вскармливания - время уступок, компромиссов, взаимного приспособления. Кормление может получаться несколько хаотичным, но к концу месяца должен все-таки сформироваться ритм, близкий к общепринятому, и с коррекцией, внесенной особенностями ребенка.

Что естественно и что тревожно

Если на теле появился гнойничок, имеющий вид пузырька, наполненного желтоватой жидкостью, с красным ободком, и, тем более, если таких гнойничков несколько, это может быть началом гнойно-воспалительного заболевания. Зовите врача, и поскорее!

В медицине существует понятие «входные ворота инфекции». У новорожденного такими «воротами» часто делается пупочная ранка. Если после отпадения корочки дно ее остается влажным, сочится, пупком должны заняться врач или медицинская сестра. Вы же можете до их прихода только капнуть в ранку немного 3 % -и перекиси водорода, а когда она запенится, осушить чистым стерильным ватным фитильком.

Тревожными могут быть резкие внезапные изменения поведения ребенка, если, например, он, всегда сосавший охотно, вдруг упорно отказывается от еды. Или, раньше относительно спокойный, начинает беспрерывно плакать, даже кричать, не успокаиваясь ни после того, как его перепеленают, ни от тепла, ни на руках, ни с пустышкой, ни после еды. А если он к тому же не ест - тем более! Конечно, такое может случаться и со здоровым ребенком, но лучше не рисковать, не строить догадок, а посоветоваться с врачом. Это - правило навсегда!

Что должен уметь новорожденный к концу первого месяца жизни

К концу 1 месяца жизни новорожденный:

Вздрагивает и мигает при резком звуке.

Например, с 9-11 дня, ребенок уже различает звуки, реагируя плачем на резкие, громкие, но пока еще не прислушивается к ним. Прислушиваться он начинает между 3 и 5 неделями жизни. Малыш успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 секунд, прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки.

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет, т.е. способен к зрительному сосредоточению.

К 20-22 дню исчезают нескоординированные движения глазных яблок. Зрительное сосредоточение происходит на 15-30 дни, задержка взгляда на чем-то еще кратковременна. Младенец фиксирует взглядом на 5 -10 секунд неподвижный предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 сантиметров. Общие движения еще заторможены. Малыш еще дальнозорок, и не следует фиксировать его взгляд на предметах, расположенных ближе полуметра, иначе он будет косить глазами, чтобы рассмотреть предмет или игрушку.

В положении лежа на животе поднимает и удерживает головку в течение 5-20 секунд.

Например, уже на 8 – 10 день ребенок пытается поднять головку, если его положить на животик, а в двухнедельном возрасте поворачивает ее к источнику звука.

В этот период появляется первая улыбка в ответ на обращенную речь.

Улыбка – это призыв к взаимопониманию, приглашение к общению, выражение положительных эмоций!

Младенец может издавать отдельные звуки в ответ на разговор, иногда реакция еще отсрочена на несколько секунд.

Например, некоторые младенцы, уже через несколько часов после рождения, могут подражать, если кто-нибудь высунет язык или откроет рот. В самом начале ребенок плачет или кричит, потом начинает издавать горловые звуки, которых к месяцу все меньше. На втором месяце малыш начнет произносить звуки, напоминающие «а”, „кх”, “ах” и пр… Когда малыш спит, часто можно слышать тихое посапывание или даже „храп”.

Движения еще не координированы.

Например, уже в первый день жизни у здорового новорожденного регистрируют более 170, а на 10 день жизни более 550 отдельных и общих движений в минуту! Разумеется, речь идет о незрелых, нескоординированных движениях, являющихся следствием возбуждения незрелых центров мозга. Но все эти движения очень важны для развития ребенка!

Ребенок в 1 месяц

Рост и вес ребенка в 1 месяц

За первый месяц жизни ребенок прибавляет в среднем около 600 г веса и 3 см роста, за второй месяц можно ожидать уже большей прибавки - около 800 г и более, ребенок снова вырастет примерно на 3 см. Средний рост ребенка в возрасте 1 месяца - 54-55 см.

Подробнее нормы физического развития описаны в центильных таблицах: для мальчиков, для девочек.

Что умеет ребенок в 1 месяц

Пролетел первый месяц жизни Вашего малыша - самый мучительный и страшный. Теперь малышу уже 1 месяц, и во второй месяц он вступает с улыбкой. Улыбка была и раньше, но та улыбка была непроизвольной - ребенок реагировал на комфортные ему ощущения. На 4-5 неделе малыш начинает улыбаться “по-настоящему» - реагируя на Ваши ласковые слова.

К этому времени малыш обычно уже может недолго удерживать головку в вертикальном положении. Может длительно удерживать в поле зрения Ваше лицо или яркую игрушку, поворачивается в сторону источника звука. Появляется первое гуление, мимика становится более выразительной.

Сколько ест ребенок в 1 месяц

Малыш сейчас активно растет, поэтому организму требуется все больше питания. К концу месяца потребность в молоке можно оценить в 750-800 граммов в сутки (110-150 граммов за одно кормление).

Сколько спит ребенок в 1 месяц

В возрасте 1-2 месяцев ребенок спит 17-19 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м, а дневной сон может быть поделен на 3-4 раза

Режим, распорядок дня ребенка в 1 месяц

Вот так может выглядеть распорядок дня малыша в возрасте от 1 до 2-х месяцев:

Время Распорядок

6:00 1-е кормление

6:00 - 7:00 Бодрствование

7:00 - 9:30 Сон

9:30 2-е кормление

9:30 - 11:00 Бодрствование

11:00 - 13:00 Сон

13:00 3-е кормление

13:00 - 14:00 Бодрствование

14:00 - 16:30 Сон

16:30 4-е кормление

16:30 - 17:30 Бодрствование

17:30 - 19:30 Сон

19:30 - 20:30 Бодрствование

20:00 5-е кормление

20:00 - 21:00 Бодрствование

21:00 - 23:30 Сон

23:30 6-е кормление

23:30 - 6:00 Сон

Этот режим далеко не руководство к жизни мамы и малыша по часам, а лишь пример, по которому можно представить, какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой.

Здоровье ребенка в 1 месяц

Если ребенок родился осенью, зимой или ранней весной, на втором месяце жизни врач обычно назначает ему препарат, содержащий витамин Д с целью профилактики рахита. И препарат, и его доза подбираются индивидуально, учитывается характер вскармливания ребенка (поскольку большинство адаптированных смесей содержит витамин Д). Иногда профилактику рахита могут начать раньше или наоборот отодвинуть при определенных показателях (при желудочно-кишечных расстройствах или если врач находит слишком маленькими размеры родничка, недостаточным прирост окружности головки).

Развитие месячного ребенка

Сейчас для малыша самое приятное и родное - голос окружающих его людей, а в особенности мамы. Ведь именно его он слышал еще в животике. Поэтому почаще с ним разговаривайте - это его одновременно и успокаивает, и позволяет узнавать больше об окружающем мире.

Называйте его по имени или просто ласковым прозвищем, когда входите в комнату. Рассказывайте о своих чувствах, когда переодеваете. Меняя громкость голоса, можно его успокоить или привлечь внимание. Малышу очень интересно наблюдать за изменением тембра - от низкого до высокого и наоборот - это надолго может привлечь его внимание.

Еще одно великолепное занятие - массирование пальчиков ручек и ножек. Помассируйте ему отдельно каждый пальчик, это позволит малышу почувствовать его тело.

Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Наконец свершилось то, чего вы ждали и к чему готовились последние девять месяцев — вы стали родителями. В ваш дом вошла новая жизнь — в прямом и переносном смысле. И с этого момента все будет не так, как раньше. Теперь ваша личная вселенная вращается вокруг маленького человечка, который только что появился на свет и еще целый месяц будет гордо носить титул новорожденного. Впереди у маленького человечка целая жизнь, но этот месяц — первый месяц жизни — самый важный. Эти четыре недели — время особой ответственности родителей. Вы все, в том числе и малыш, привыкаете к мысли о том, что теперь его жизнь протекает уже не в утробе матери, а в реальном мире.

Физиология ребенка первого месяца жизни

В тот момент, когда малыш рождается, делает свой первый вдох и совершает первый крик (родовой катарсис), его маленький организм начинает активно перестраиваться, приспосабливаясь к внеутробной жизни. Изменяется система кровообращения, разрушаются более неактуальные красные кровяные тельца с плодовым типом гемоглобина, по-другому начинают работать пищеварительная и эндокринная системы, кожа, кишечник и дыхательные пути сталкиваются с ранее неизвестными им бактериями, и для их защиты активизируется иммунная система. Возможно, ваш малыш потеряет около 10% веса в первую неделю жизни. Это нормально: первые семь дней его организм работает с колоссальным напряжением. Ситуация стабилизируется примерно через десять дней после рождения и вес начнет увеличиваться. В течение 1 месяца ребенок прибавит до 600 граммов.

Сон новорожденного

Первый месяц жизни малыш практически целиком проводит во сне. Приблизительно 20 часов в сутки он спит, а его хрупкий организм между тем проделывает в это время огромную работу по адаптации к внеутробной жизни. Спят новорожденные, как правило, на спинке, с согнутыми в локтях ручками и согнутыми в коленных суставах раздвинутыми в сторону ножками. У новорожденных выделяют три фазы сна и две фазы бодрствования. Сон может быть глубоким (ребенок дышит ровно и спокойно) и неглубоким (дыхание может быть сбивчивым, возможны подергивания ручками и ножками). Иногда малыш не спит, но дремлет (в процессе кормления, например). Время бодрствования характеризуется активными движениями ручками и ножками. Ребенок может лежать тихо, и это означает, что его все устраивает. Если же плачет, значит ему по какой-то причине некомфортно, о чем он и пытается вам сказать.

Еда ребенка первого месяца жизни

Дискомфорт могут вызывать спазмы кишечника, вздутие животика и колики — спутники практически всех детей в первый месяц жизни. Пищеварительная система приспосабливается к новым условиям работы. Кормление — исключительно важный вопрос в жизни новорожденного (собственно говоря, вся его жизнь и состоит из приема пищи и сна с короткими фазами активности). Важно помнить, что лучшей пищи, чем материнское молоко, для младенца нет и быть не может. Женское молоко — кладезь полезных веществ и микроэлементов и гарант здоровья ребенка. До шести месяцев грудное молоко может быть для ребенка и едой и питьем, и в докармливании искусственным питанием никакой необходимости нет. Врачи рекомендуют кормить ребенка каждые 3-3.5 часа, то есть 6-7 раз в сутки. Лучше, если вы будете делать ночной перерыв 5-6 часов. Таким образом, с первых дней жизни начнет формироваться режим — важное условие дальнейшего правильного физического и психологического развития. Возможен и другой вариант: прикладывать малыша к груди при проявлении беспокойства. В этом случае у вас получится 10-12 кормлений за сутки. По мере того, как ребенок будет расти, интервал между кормлениями будет увеличиваться.

Не забывайте, что во время кормления вместе с молоком ребенок заглатывает еще и воздух, поэтому прежде чем снова уложить его в кроватку необходимо дать ему возможность воздух срыгнуть. Для этого его нужно подержать столбиком. Если этого не сделать, ребенок может захлебнуться.

Психология ребенка первого месяца жизни

Психологическое развитие человека, который только что появился на свет, обуславливается прежде всего рефлексами, которые так и называются — рефлексы новорожденного. Некоторые из них исчезнут по мере взросления, другие останутся на всю жизнь. Эти рефлексы обязательно нужно проверять. Их наличие — признак психологической полноценности малыша. В первый месяц жизни выделяют несколько основных рефлексов:

Сосательный рефлекс. Как только вы даете ребенку грудь (или соску-пустышку), он начинает совершать ритмичные сосательные движения. Этот рефлекс — важнейший для жизнеобеспечения младенца в первые месяцы жизни. Для недоношенных детей именно возникновение сосательного рефлекса считается показателем зрелости.

Хватательный рефлекс и рефлекс Робинсона. Ребенок рефлекторно хватается за все, что касается его ладошки, сжимая ее. Этот рефлекс исчезает примерно на пятом месяце жизни, и на смену ему приходит осознанное хватательное движение.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы. Если поставить малыша в вертикальное положение таким образом, чтобы стопы касались ровной твердой поверхности, он тут же выпрямляет ножки и «стоит» (с вашей помощью, разумеется, так как самостоятельно встать он сможет только на 8-12 месяце жизни). Если же его намного наклонить вперед, сместив центр тяжести, он начнет передвигать ножками, имитируя ходьбу.

Рефлекс ползания Бауэра. Если ребенка положить на живот и легонько надавить на стопы, он начинает совершать движения, имитирующие ползание.

Хоботковый рефлекс. Если легонько и отрывисто дотронуться до губ младенца, он тут же выпячивает их в виде своеобразного «хоботка». Так же, как и сосательный рефлекс, хоботковый связан с важнейшим для полноценного развития процессом — питанием. Обычно хоботковый рефлекс угасает на 2-3 месяце жизни.

Защитный рефлекс новорожденного. Если ребенка положить на животик, он тут же повернет голову в сторону. Биологически этот рефлекс объясняется просто: поворот головы позволяет дышать даже в столь неудобной для новорожденного позе.

Ладонно-ротовой рефлекс Бабкина. Если легонько надавить подушечками пальцев на ладони малыша, он открывает ротик и поворачивает головку в сторону раздражителя.

Существуют и другие рефлексы (рефлекс Моро, рефлекс Переза, рефлекс Галанта), которые также проверяются в обязательном порядке. Большинство из них угасают или трансформируются к концу первого года, когда жизнь малыша становится более осознанной и на смену рефлексам приходят контролируемые движения.

И еще немного о психологическом развитии: к концу первого месяца жизни ребенок начинает проявлять положительные эмоциональные реакции. На четвертой неделе он уже будет вас узнавать не только на инстинктивном уровне, и, возможно, даже улыбнется вам — своей трогательной беззубой улыбкой! Вообще, чем больше и чаще вы будете ему улыбаться, тем скорее он ответит вам тем же.

Воспитание малыша

Период новорожденности закончился, начинается период грудного возраста, который будет длиться до года. В это время ребенок набирает вес, быстро растет, и у него почти каждый день появляются все новые и новые движения и умения. Что нужно знать об особенностях развития малышей в это время и чем родители могут им помочь?

Как организовать жизнь ребенка в 1 месяц

Теперь ребенок спит 17-19 часов в сутки, постепенно привыкая к своей новой жизни вне материнского живота. Некоторые родители в этот период пробуют соблюдать с ребенком примерный режим дня: в одно и то же время начинают и завершают прогулку, в один и тот же час приступают к купанию и так далее.

Двигательное развитие ребенка в 1 месяц

В это время ребенок перестает принимать позу с согнутыми ручками и ножками, характерную для эмбриона, и начинает с удовольствием двигаться. Для того чтобы помочь мышцам малыша развиваться, можно менять его положение, когда он не спит: класть то на бочок, то на животик.

Лежа на животе, месячные малыши уже поворачивают голову, а некоторым даже удается поднять ее и посмотреть вокруг. Побольше гладьте ребенка - ему сейчас очень нужен тактильный контакт с мамой, в том числе и для ощущения собственного тела. Помните о том, что сковывающие пеленки мешают ребенку развиваться: дети, которых туго пеленают, хуже едят и позже начинают говорить.

Как играть с ребенком в 1 месяц

Малыш в это время внимательно смотрит на лица, постепенно начинает различать интонацию голоса и интересуется разными звуками. Поэтому разные погремушки и колокольчики придутся очень кстати.

Можно надевать ребенку на ручки и ножки звенящие браслеты, тогда он станет больше двигаться и обращать внимание на то, что разные штучки звенят по-разному. Также хорошо ненадолго дать ему в ручку маленькие игрушки, чтобы малыш чувствовал их разную форму и фактуру.

Дети в один месяц, кстати, могут играть самостоятельно, внимательно прислушиваясь к окружающим их звукам, рассматривая свои ручки (и иногда пугаясь их), чувствуя новые запахи. Конечно, мама в этот момент должна находиться неподалеку.

Чему можно научить ребенка в 1 месяц

Заниматься с месячным ребенком нужно не больше двух минут. Для того чтобы малыш учился следить за предметами и находил их взглядом, ему можно показать большую игрушку, дождаться, пока он сфокусирует на ней взгляд, а потом медленно отвести ее в сторону, чтобы взгляд ребенка от нее не отрывался. То же самое можно проделать с погремушкой, издающей негромкий звук.

Что чувствует ребенок в 1 месяц

Ребенок может откликаться на ваше настроение - если улыбнуться ему, то он улыбнется в ответ, если нахмуриться - может заплакать. Малыш проявляет большой интерес ко всему, что происходит вокруг него, - у него уже есть потребность в новых впечатлениях.

К концу первого - началу второго месяца жизни у ребенка начинает формироваться комплекс оживления - реакция на приближение взрослого. Это улыбка, учащение дыхания, лепет, сгибание и выпрямление ручек и ножек. У месячного малыша можно заметить некоторые составляющие этого комплекса.

Что слышит и понимает ребенок в 1 месяц

Малыш с интересом прислушивается к голосам взрослых, хотя пока не связывает друг с другом голоса и лица. К 3 месяцам он начнет различать интонацию и тембры, поэтому важно говорить с ним, меняя и то, и другое: в ответ на высокий голос, быструю речь ребенок может начать шевелить ручками и ножками. А ласковый, нежный голос матери может успокоить его.

Многие специалисты советуют включать детям классическую музыку - примерно на 10 минут в день, но ее любят не все малыши, некоторые устают. Можно включать ребенку и записи разных музыкальных инструментов или самим играть на них возле его кроватки - тоже недолго. Постоянные разговоры с ребенком приводят к тому, что он активно вступает в общение со взрослым - фыркает, попискивает, пробует лепетать.

Задача родителей

В 1 месяц продолжается период симбиоза матери и ребенка - малыш чувствует себя слитым с мамой, мама может жаловаться на то, что она «поглупела»: но этот регресс необходим для того, чтобы лучше чувствовать то, что сейчас необходимо ребенку, чего он хочет. Надо знать, что кризис новорожденности длится примерно два месяца - малыш уже освоился в новом для него мире, но еще не до конца привык к нему, поэтому ему необходимо внимание, общение и готовность мамы взять его на руки, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

Период новорожденности позади и кроха уже освоился в новом для него мире. Чему научился ребенок за первый месяц жизни, какими умениями начал обладать и как родители могут способствовать дальнейшему развитию малыша 1 месяца?

Физическое развитие в 1 месяц

Средней прибавкой веса месячного ребенка по сравнению с весом при рождении считают 600 грамм. Рост малыша за первый месяц увеличивается в среднем на три сантиметра.

Это усредненные показатели и развитие каждого малыша индивидуально, однако есть границы нормы, при выходе за которые ребенок должен быть осмотрен врачом.

Физические показатели развития месячного ребенка представлены в следующей таблице.

Что малыш умеет?

Вот навыки, которые осваивает младенец к 1-месячному возрасту:

  • Удержание головы. Малютка, пребывая в позиции на животике, может приподнять голову и держать ее до 5 секунд.
  • Фиксация взгляда. Ребенок всматривается не только в неподвижные предметы и лицо взрослого, но и в движущиеся объекты, если они крупного размера и яркие.
  • Развитие зрения. Малыш уже может различать красный, черный, желтый и белый цвет, а также клетки и линии. Кроме того, младенец в 1 месяц уже узнает маму.
  • Реакция на звук. Когда младенец слышит громкий или резкий звук, он вздрагивает либо замирает. Иногда звук настолько пугает кроху, что вызывает плач малыша.
  • Гуление. Вы услышите от месячного карапуза звуки, похожие на «гу» или «га», поэтому эта первая речь младенца также называется агуканьем.

О том, что малыш должен уметь в 1 месяц, смотрите в следующем видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.

Может ли кроха улыбаться?

Осознанная улыбка является одним из самых приятных умений, которые осваивает ребенок за первый месяц жизни. Чем чаще мама улыбается младенцу, тем быстрее увидит очаровательную улыбку в ответ. Кроме того, улыбку будут сопровождать другие проявления оживления младенца – ребенок будет двигать ногами и ручками, а также гулить.

Отметим, что увидеть, как новорожденный улыбается, можно уже с первых дней жизни, однако первые улыбки младенца являются непроизвольными. Сначала мама заметит, что кроха улыбается во сне, чуть позже – при купании или после кормления. Это все варианты физиологической улыбки. Но ближе к 1 месяцу у улыбки младенца появляется социальное содержание. Она становится ответом на контакт с мамой или другим близким человеком.

Уход

Маме нужно всегда находиться рядом с младенцем и сразу же реагировать на потребности малютки.

Чаще берите кроху на руки, не забывая поддерживать голову, разговаривайте с карапузом и не переживайте, что приучите таким образом малютку к рукам и вырастите эгоиста. Напротив, исследования показали, что младенцы, которых мамы берут на руки реже, плачут чаще и дольше, пытаясь привлечь внимание мамы. Если же малютка знает, что мама всегда рядом, то он не станет кричать лишний раз.

Уход за крохой в 1 месяц включает такие действия:

  • Гигиенические процедуры – умывание, уход за ушками и глазами, подмывание, стрижка ногтей, расчесывание.
  • Купание.
  • Прогулки на свежем воздухе.
  • Массаж.
  • Воздушные ванны.

Когда переодеваете малыша, проследите, чтобы ваши руки не были холодными или мокрыми, так как младенцы 1 месяца очень чувствительно реагируют на тактильные ощущения.

Как способствовать развитию?

Так как периоды бодрствования у малыша 1 месяца еще очень малы, маме следует грамотно распределить время так, чтобы успеть и пообщаться с малышом, и провести гигиенические процедуры, и сделать массаж, и поплавать в ванне, и уделить минутку развитию малютки. Немаловажным является самочувствие мамы, поэтому необходимо отвести время и на полноценный отдых во время сна малютки.

Ребенок 1 месяца изучает окружающие предметы, как недвижимые, так и перемещающиеся, так и звуки окружающего мира. Какие же развивающие занятия доступны в этом возрасте? Во-первых, общение с малышом для развития его эмоционально-психической сферы. Во-вторых, стимуляция зрения, тактильных рецепторов и слуха ребенка. И, в-третьих, способствование удержанию головки, для чего малыша часто выкладывают на животик и держат столбиком.

Вот какие действия помогут в развитии месячного малыша:

  • Чтобы помочь крохе фокусировать взгляд, покажите младенцу крупную игрушку, дождитесь, чтобы малыш посмотрел на нее, а затем медленно отведите в сторону, добившись, чтобы взгляд малютки оставался сфокусированным на игрушке.
  • Повторите такие же действия с погремушкой , которая издает негромкие звуки. Занимайтесь таким образом с крохой 1-2 раза в день до 2 минут за одно занятие.
  • Также можете включать малютке классическую музыку или записи различных музыкальных инструментов. Пусть кроха слушает музыку до 10 минут ежедневно.
  • Повесьте в кроватке мобиль с крупными игрушками (3-4 штуки) и приятной мелодией. Также можете выкладывать кроху на развивающий коврик .
  • Постоянно разговаривайте с крохой. Причем делайте это так, чтобы малыш видел вашу мимику. Так вы будете стимулировать и слух ребенка, и развитие речи малыша. В ответ на мамину ласковую речь младенец быстрее начнет отвечать комплексом оживления и осознанной улыбкой.

Пусть с малышом играет не только мама, но и папа, ведь общение с младенцем у них разное, что позволяет крохе впитывать лучшее от каждого из них.

Игры в 1 месяц

Для физического развития:

  • Уложив кроху на спинку, возьмите ребенка за ручки, поднимите их вверх за голову, потом опустите вниз, после чего скрестите на груди и разведите в стороны. С ножками крохи можно имитировать движение на велосипеде. Во время такой гимнастики напевайте приятную песенку.
  • Положив младенца на животик, покажите ему игрушку и поднимайте ее вверх, стимулируя малыша поднять голову. Также можете уложить кроху на свой живот и называть малыша по имени, чтобы ребенок поднял голову и начал смотреть на ваше лицо. Такие занятия улучшат развитие его мышц.
  • Нежно прикасайтесь к малышу во время купания, сопровождая такой легкий массаж тихой песенкой. Искупав кроху, заверните младенца в полотенце, спрятав свое лицо за его краешек, затем выгляните из-за полотенца и скажите «ку-ку».

Для развития зрения:

  • Сделайте из бумажной тарелки своеобразную «куклу». Для этого нарисуйте лицо и прикрепите к тарелке ручку, чтобы ее можно было держать и перемещать. Покажите «куклу» малышу с расстояния 25 см и дождитесь, чтобы кроха начал следить за тарелкой.
  • Наклонитесь над малышом, чтобы его взгляд зафиксировался над вашим лицом, а затем медленно двигайтесь в сторону. Младенец будет следить за вами, поворачивая головку.
  • К небольшой игрушке нужно пришить резинку и подвесьте игрушку над ребенком. Затем заставьте игрушку на резинке «прыгать» перед малышом вверх и вниз. Вскоре ребенок будет не только смотреть на прыгающую игрушку, но и стараться ухватить ее ручками.
  • Покажите малышу яркую игрушку на расстоянии 30 см от его лица, затем медленно ведите предмет по горизонтали. Заметив, что ребенок смотрит на игрушку, далее двигайте ее по вертикали, а в заключение перемещайте предмет по кругу.
  • Во время кормления положите на свое плечо яркий шарфик или полотенце. Малыш будет переводить взгляд с вашего лица на этот яркий предмет.

Для развития других органов чувств:

  • Читайте малышу детские стихи, чтобы развивать слух крохи и чувство ритма. Вы можете познакомить младенца с вашими любимыми стишками или же придумать собственные. Можно взять за основу любую песню и поменять в ней слова на свой вкус.
  • Привяжите к пинеткам крохи по колокольчику. Во время шевелений ножками кроха будет слышать звон и прислушиваться к нему.
  • Когда ребенок лежит в кроватке, разговаривайте с крохой, пока вы перемещаетесь по комнате. Это будет одновременно стимулировать и слух младенца, и его зрение.
  • Мягко помассируйте на ножках и ручках младенца каждый пальчик. Притрагивайтесь к крохе не только руками, но и кусочком ваты, мягкой кисточкой, рукавичкой из махровой, шерстяной или другой ткани.
  • Обмакните шарики из ваты в нерезкие пахнущие жидкости, например, мятную или ванильную туалетную воду. Давая нюхать такой шарик малышу, вы будете стимулировать обоняние младенца.

Развитию ребенка способствует и массаж. О том, как правильно его делать, смотрте в следующем видео Николая Никонова.

Занятия в воде

Среди занятий, стимулирующих развитие грудничка 1 месяца, можно назвать и плавание. Оно может проводиться как в бассейне (под контролем инструктора), так и в ванне в домашних условиях. Благодаря упражнениям в воде у малыша будет стимулироваться вестибулярный аппарат. Для плавания приобретите малышу специальный надувной круг, поддерживающий малютку под шеей.

Вот и наступил самый волнительный и долгожданный момент в вашей жизни – вы держите на руках драгоценный теплый комочек и теперь с гордостью можете именоваться молодой мамой. Ваш малыш еще очень мал и беззащитен, и только вы несете ответственность за его благополучие. С первых дней жизни крохи важно правильно организовать его вскармливание.

Полноценное питание для месячного ребенка – основа его крепкого здоровья и нормального развития. Рацион малыша в первый месяц после рождения целиком состоит из материнского молока или сухой молочной смеси. Второй вариант можно всерьез рассматривать только в тех случаях, когда имеются объективные причины не кормить кроху грудью.

Грудное молоко – самая лучшая пища для новорожденного. Ничего более совершенного человеку придумать не удалось. Возраст до года потому и именуется грудным, что в эти месяцы для ребенка самым подходящим является материнское молоко.

Сразу после родов в груди женщины образуется молозиво – предшественник грудного молока. Его выделяется не так много, но благодаря богатому составу оно целиком покрывает потребности новорожденного. Молозиво содержит иммуноглобулины и антитоксины, защищающие младенца от инфекций, а также подготавливающие его желудок и кишечник к правильному функционированию.

На 3-5 день послеродового периода приходит переходное молоко, а уже со второй недели женщина кормит своего малыша полноценным грудным молоком, сбалансированным по своему составу и содержащим все нужные новорожденному витамины, минералы, гормоны, ферменты и антитела.

Режим кормлений

Режим питания месячного крохи зависит от его аппетита. Каждое кормление должно происходить по требованию новорожденного. Это поможет маме наладить полноценную лактацию.

Секрет заключается в следующем: в ответ на раздражение сосков в кровь женщины выбрасывается пролактин – гормон, отвечающий за производство молока. Проще говоря, чем чаще вы прикладываете ребенка к груди, тем больше будет молока. Больше всего пролактина вырабатывается ночью, именно по этой причине педиатры советуют не пренебрегать ночными кормлениями. Еще одно большое достоинство частых кормлений – молоко не застаивается в груди, что важно для профилактики мастита и лактостаза.

В первый месяц после родов происходит становление лактации. Поэтому не нужно переживать, если вчера ребенок сосал грудь 10 раз, а сегодня только 8 – это нормальное явление.

Через неделю и через месяц после начала лактации происходит некоторое снижение выработки молока, называемое лактационным кризом. Некоторые мамы из-за незнания этого момента отчаиваются и докармливают ребенка адаптированной смесью, думая, что молока не хватает. Это сводит на нет все приложенные для установления грудного вскармливания усилия. Самое верное решение в этой ситуации – просто переждать. При этом нужно больше отдыхать, полноценно питаться и чаще предлагать крохе грудь.

В первое время после появления на свет новорожденный съедает до 30 мл молока. Но количество не так важно – если малыш съел мало, он просто раньше попросит грудь в следующий раз. По этой же причине не нужно взвешивать кроху после еды для определения количества съеденного молока, как поступают некоторые молодые мамы.

Если же малыш или есть какие-либо патологии – действовать нужно только в соответствии с указаниями педиатра.

Как правило, вес здорового ребенка при правильном режиме грудного вскармливания к месячному возрасту увеличивается на 500-600 г.

Вода

Многие родители озадачены вопросом, нужна ли дополнительно грудничку вода. Оказывается, в этом нет большой необходимости – ребенку достаточно молока матери. Допаивать его водой нужно лишь в некоторых случаях:

  • жаркая погода;
  • чрезмерно сухой воздух в детской комнате;
  • высокая температура, диарея или рвота у крохи;
  • малыш отказывается есть и уже пропустил одно кормление;
  • вам необходимо установить режим кормления строго через определенные промежутки.

Организация кормлений

  1. Не пытайтесь накормить кроху через силу – из этого вряд ли что-то получится. Если он отказывается, спокойно предложите ему грудь еще спустя некоторое время.
  2. Режим почасового кормления в первый месяц недопустим, кормите ребенка только по его желанию.
  3. Малыш должен правильно брать грудь – плотно захватывать губами не только сосок, но и его ареолу. Это позволит избежать трещин на сосках.
  4. Не нужно давать ребенку пустышку или бутылочку.
  5. Кормите ребенка за один раз только одной грудью, чтобы он мог получить не только «переднее молоко», которое призвано утолить жажду, но и «заднее молоко», имеющее максимальную питательную ценность.
  6. Кормите малыша в благоприятной эмоциональной атмосфере. Если вы раздражены или нервничаете, он это обязательно почувствует и может отказаться есть. Примите комфортную позу, расслабьтесь и наслаждайтесь этим удивительным процессом единения ребенка и матери. Общайтесь с крохой ласковым голосом, нежно гладьте его.
  7. После кормления подержите ребеночка 10 минут «столбиком», чтобы из него вышел весь проглоченный воздух.

Как уже отмечалось, режим кормления малыш в возрасте до 1 месяца определяет сам, поэтому он еще называется «свободным». В среднем же при естественном вскармливании ребенок просит грудь каждые 2 часа.

Искусственное вскармливание

Как правило, малыш питается сухими молочными смесями только тогда, когда есть серьезные препятствия к кормлению грудью.

Со стороны матери:

  • прием антибиотиков или психотропных препаратов,
  • туберкулез,
  • мастит.

Со стороны ребенка:

  • кандидозный стоматит,
  • «волчья пасть»,
  • слишком короткая уздечка языка,
  • сильная недоношенность,
  • патологии сердца,
  • родовые травмы.

Стоит отметить, что препятствия со стороны ребенка связаны не с недопустимостью грудного вскармливания, а с тем, что оно физически невозможно.

Трещины, особая форма сосков и «тугая грудь» у матери – это относительные противопоказания, которые при желании можно исправить самой или с помощью консультанта.

Если на сосках есть трещины, то молоко можно сцедить и давать с ложечки или из бутылочки. Причем лучше все-таки использовать ложку: не слишком удобно, но меньше вероятность, что ребенок не возьмет грудь в следующий раз.

Грудное молоко можно замораживать. От этого оно не потеряет своей ценности.

Адаптированные смеси

Если вам нельзя кормить грудью или можно, но не удается наладить естественное кормление, а консультации специалистов не помогают, питание месячника будет состоять из адаптированной сухой молочной смеси.

Сейчас выпускают смеси разных видов: предназначенные для детей разных возрастов, гипоаллергенные, безмолочные, обогащенные пробиотиками и пребиотиками, витаминами, минералами, нуклеотидами, и соевые разновидности. При выборе лучше спросить совета врача.

При искусственном вскармливании ребенка важно соблюдать режим питания. Готовая смесь дольше усваивается организмом новорожденного, соответственно, сокращается и количество кормлений. Тем более что из бутылки малыш все равно выпьет больше, чем из груди.

Свободный режим для искусственника может стать причиной проблем с пищеварением, колик и частых срыгиваний. Сделайте так, чтобы малыш питался строго по времени, а количество смеси и промежутки между кормлениями постепенно увеличивайте.

К концу первого месяца жизни ваш ребенок должен есть каждые 3 часа, не считая перерыва на ночной сон.

Несколько десятилетий назад считалось, что детей, находящихся на искусственном вскармливании, нужно дополнительно поить водой и на два месяца раньше вводить прикорм.

Но сейчас ситуация изменилась: современные смеси отличаются высоким качеством и оптимальным составом, максимально близким (насколько возможно) к грудному молоку. Следовательно, воду искусственникам нужно давать в тех же количествах и ситуациях, что и грудничкам, и прикорм вводить также не раньше 6 месяцев, если нет иных указаний от вашего педиатра.

Правила

  1. Коровье или козье молоко никогда не сможет полностью заменить молочную смесь. Поэтому не стоит слушать советы «мудрых» соседок или родственников.
  2. Выбирайте смесь по возрасту малыша и по состоянию его здоровья.
  3. Никогда не нарушайте рецептуру приготовления. Например, не досыпайте больше установленного количества, чтобы увеличить питательность. Тем самым вы спровоцируете расстройство желудка, срыгивания и кишечные колики у своего крохи. Кроме того, это чревато появлением лишнего веса у ребенка.
  4. Элементарные правила гигиены. Используйте только кипяченую воду, тщательно стерилизуйте бутылочку и соску. Хорошо мойте руки перед тем, как приготовить очередную порцию детской смеси.
  5. Не давайте малышу остатки от предыдущего кормления – подобная экономия может привести к пищевому отравлению.
  6. Хорошо закрывайте банку и следите за сроком годности смеси.
  7. Соблюдайте режим: не давайте крохе молочную смесь чаще, чем раз в 3 часа.

Не нужно думать, что кормление месячного малыша – очень сложный процесс. Уже спустя пару недель вы привыкнете и все встанет на свои места. Это произойдет благодаря сильнейшему материнскому инстинкту и всеобъемлющей любви к своему ребенку. Чуть позже появятся новые хлопоты, но этот первый месяц и ваши первые шаги в освоении роли самой лучшей для своего малыша мамы навсегда останутся в вашей памяти.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!