Презентация "Богородская Игрушка" презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему. Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия Поэтапное рисование богородской игрушки в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 2 Богородская игрушка

Попова Ю.В.


На живописном холме на берегу реки Куньи, левого притока Дубны стоит село Богородское - родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Богородское - село старинное.


Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Деревянные резные изделия выполнялись сезонно: начиная с поздней осени и до ранней весны. В остальное время основная часть населения занималась крестьянским трудом.


С этими забавными игрушками ребенок знакомится, еще не умея ходить. Стоит слегка качнуть рукой, и веселые деревянные курочки начинают дружно клевать зёрнышки, рассыпанные на расписной лужайке. Но научиться "кормить" курочек по очереди, одну за другой – не так-то просто. И маленькому ребенку для этого требуется максимум сосредоточенности, внимания, координации.


Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.

По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.


Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".






Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. "Кузнецы" стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").


Остроумна и занимательна игрушка "акробатик" с легкостью и динамичностью выделывающая невообразимые пируэты на турнике. А есть и медведь-акробат.


Еще одним традиционным механизмом считается развод, когда фигурки прикрепляют к раздвигающимся планкам. Так устроены "Солдаты на разводе".


Делают и целые композиции. На "Крестьянском дворе" все герои заняты своим делом: мать доит коров, отец колет дрова, дочка кормит кур, и они стучат клювами, а маленький сынишка качается на качелях. Фигурки приводит в движение кнопочный механизм. Детали крепятся на суровой нитке к внутренней планке. Сдвинулась планка - и фигурки "оживают".



Веселый звук-

Молоточков стук!

Под веселый перестук

Даже кошка мышке друг!

От рассвета до заката

Молотком стучат ребята.

Что за шум?

Что за гром?

Это мышь

Стучит с котом!


Мы с медведем

Можем смело

За любое

Браться дело!

Вот какой

Веселый звук-

Молоточков

Перестук!


МК по изготовлению

Игрушка-дергунчик


Нам понадобится:

  • Картон цветной и белый
  • Клей
  • Краски и кисти, карандаши или фломастеры
  • толстая нить
  • Проволока
  • Толстая игла
  • Бусинка

Изготовим детали игрушки

1.Вырезаем по шаблону все части игрушки из картона



3. Намечаем места для отверстий

В первую очередь соединим между собой детали ног и рук.

Для этого толстой иглой сделайте отверстия в местах, отмеченных точкой и скрепите детали проволокой


3. Намечаем места для отверстий в верхней части рук и ног

В верхней части рук и ног будем делать по два отверстия - одно под другим при помощи иглы




4.П риступаем к работе над механизмом движения

Протягиваем нитку через верхнее отверстие на руке и завязываем узелок. Также закрепляем нитку на второй руке и на двух ногах.

Прикрепляем руки и ноги к туловищу с помощью проволоки «улиткой» через верхнее отверстие.

Связываем нитки рук вместе, также связываем нитки ног

Важно!


Важно!

Когда будете проделывать эту операцию, опустите ноги и руки дергунчика «по швам»

Соединим горизональную нить от рук с такой же нитью от ног с пoмощью дополнительной длинной нити.

На конце этой нити можно прикрепить бусинку.


Тема: «Знакомство с Богородской игрушкой»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей : старшие дошкольники.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с Богородскими народными игрушками, их особенностями, видами, технологией изготовления, назначением;
2. Развивать интерес детей к народным игрушкам, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать любовь, бережное отношение к изделиям мастеров; формировать интерес и желание самим сделать игрушку по типу богородской.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня у нас с вами необычная встреча, я хочу вас пригласить на небольшую выставку народной игрушки.
Русский народ издавна любил создавать игрушки для своих детей. Что такое игрушки?
Дети : Игрушка -это вещь, с которой можно поиграть.
Воспитатель : Правильно, посмотрите сколько у нас здесь игрушек и все они разные, некоторые из них вам уже знакомы (на полке расположены разные игрушки).
Воспитатель : Сегодня я вас хочу познакомить с Богородскими игрушками и рассказать историю о них.

Воспитатель приглашает детей присесть и посмотреть презентацию о Богородской игрушке

Воспитатель : Эта игрушка создана народными умельцами. Близ старинного подмосковного города Сергиева-Посада, на высокой горе, среди лесов и полей раскинулось село Богородское.

Воспитатель : Богородской деревянной игрушке около 350-400 лет. Легенда гласит, что давным-давно в селе жила семья. Задумала мать позабавить своих деток. Вырезала она из чурбачка фигурку и назвала ее Аука. Дети порадовались, поиграли и закинули Ауку за печку. Раз муж собрался на ярмарку и говорит: «Возьму-ка я Ауку на базар и покажу ее там продавцам». Ауку купили и еще попросили сделать такие игрушки. С тех пор и появилась резьба игрушки в Богородском селе и стала она называться «Богородская игрушка».


Воспитатель : Основное отличие богородской деревянной игрушки - щеповая резьба (маленькими кусочками отщепывается дерево). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных.

Воспитатель : Что за игрушка изображена?

Дети: Мишка.

Воспитатель: Правильно, сейчас мы проведем пальчиковую гимнастику, которая так и называется "Мишка"

Пальчиковая игра «Мишка»
Туки-туки, мишка (постукивание кулаками друг о друга)
В свой бежит домишко (бегают пальчиками).
Забегает во двор
И калитку на запор! (сцепить руки в замок)
Спрятался в домишко (руки над головой, изображая крышу)
Наш мохнатый мишка.
Мишка очень любит спать,
Лапу толстую сосать (обе руки складывают возле уха).

Воспитатель : Такие игрушки мастера делали своими руками, сначала для своих детей, а затем и для других детишек. В умелых руках резчиков осиновые, липовые и березовые чурочки превращаются в чудесные фигурки.
Для изготовление богородской игрушки нужна хорошо просущенная на открытом воздухе древесина липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки игрушек. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке.
Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону.

(СЛАЙД 5)


Воспитатель : Следующий этап - обрезка специальным богородским ножом. Ручку всех инструментов мастера делают сами - по своей руке. Инструменты строго индивидуальны, как расчёска или зубная щётка.

Воспитатель : Потом деревянную игрушку доводят до совершенства разными стамесками

Воспитатель : Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.
В конце покрывают готовое изделие воском и лаком или цветными морилками.

Воспитатель : Богородские изделия бывают некрашеные, сохраняющие природный цвет дерева. Некоторые игрушки расписные.


Воспитатель : Ребята, мы очень много просмотрели видео, поэтому наши глазки устали и нам нужно дать им дать отдохнуть.

«Отдыхалочка»
Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть - чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.

Воспитатель : Народные умельцы создают из дерева реалистические образы окружающего мира. Это липовые фигурки людей, животные, часто из народных басен, историй, сказочные персонажи.


Воспитатель : Особенно интересны игрушки с движением: на планках. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.
Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа.

В то далёкое время ни одна ярмарка на Руси не обходилась без дрессированного медведя. Именно отсюда образ медведя впервые попал в игрушку, в которую, можно было играть.

Игрушке «Кузнецы»

(фигурки человека и медведя, которые поочередно бьют молотками по наковальне)

уже более 300 лет.


Воспитатель : А сейчас мы с вами немного отдохнем

Физкультминутка
Я прошу подняться вас- это раз,
Повернулась голова- это два.
Руки вниз, вперед смотри - это три,
Руки в стороны - четыре,
С силой их к плечам прижать - это пять.
А теперь тихонько сесть - это шесть.

Воспитатель : Вот мы и познакомились с богородской игрушкой, а теперь я приглашаю вас в мастерскую.

Дети проходят в мастерскую, садятся за столы

Воспитатель :
А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса.

Воспитатель : Я раздала вам трафареты богородской игрушки «Кузнецы», но она не раскрашена, поэтому вы сейчас побудите в роли мастеров и раскрасите ее.

Дети за столами выполняют задание - раскрашивают «игрушку»








Воспитатель : Молодцы, сейчас мы сделаем выставку ваших работ.

Воспитатель : Ребята посмотрите, какая яркая выставка у нас получилась. Теперь мы можем подвести итог. О каких игрушках вы сегодня узнали? Почему игрушки называют Богородскими? Из какого материала изготавливают эти игрушки? Какая игрушка вам понравилась больше всех?

Привет, друзья! Не секрет, что начальная школа - дополнительный источник творческого вдохновения не только для детей, но и для их родителей (по крайней мере, для тех родителей, которые не прочь помастерить-порукодельничать на досуге). Разнообразные конкурсы и творческие задачи (например, по оформлению класса к празднику) заскучать не дадут. А порой они подталкивают к весьма интересным экспериментам, которым в собственном графике вряд ли нашлось бы место.

Наш сын Володя учится в третьем классе, и сейчас в школе проходит конкурс на тему изготовления славянской игрушки своими руками из любых материалов. Конкурс — для учащихся, но участие родителей подразумевается. :)

Миссия поддержать честь класса в этом конкурсе выпала нам. С темой мы как-то сразу определились — знаменитая богородская игрушка"Кузнецы", та самая, где мужик и медведь кувалдами стучат по наковальне.

Кстати, собирая материал для нашей затеи, заодно почитала про историю богородской игрушки. Так вот, родиной этого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур является старинное подмосковное село Богородское. В конце XVI века село было передано Троице-Сергиеву монастырю, который являлся одним из крупных центров художественных ремесел Руси.

Считается, что именно благодаря влиянию Троице-Сергиева монастыря зародился и получил развитие Богородский промысел. Игрушке «Кузнецы» насчитывается уже более 300 лет, и она по праву является символом промысла.

Согласно упоминаниям в старинных документах Пётр I дарил «Кузнецов» своему сыну царевичу Алексею. А французский скульптор Огюст Роден, рассматривая эту богородскую игрушку, произнёс: «Народ, который создал эту игрушку, - великий народ.»

При желании Вы найдёте в сети много интересной информации об истории и современном развитии Богородского промысла.

А мы пока пойдём дальше. Конечно, о том, чтобы сделать игрушку «Кузнецы», как положено, из дерева, мы даже не помышляли. А вот выполнить её из более мягкого и податливого материала — гофрокартона — эта идея показалась нам вполне осуществимой.

Как оказалось впоследствии, в своих прогнозах мы не ошиблись, игрушка получилась что надо! Характерную особенность богородской игрушки — подвижность элементов — удалось воплотить на все сто: мужик и медведь весело колотят по наковальне, и звук при этом издаётся, почти как при стуке по дереву.

И вообще изделие вышло достаточно прочным благодаря многослойной конструкции.

Но давайте перейдём к самому процессу изготовления, и вы сами увидите все нюансы.

Мастер-класс: богородская игрушка «Кузнецы» из картона

Материалы и инструменты:

— листы офисной бумаги формата А4 (для печати шаблонов);
— микрогофрокартон;
— деревянные шпажки;
— канцелярский нож;
— ножницы;
— металлическая линейка;
— пробойник и молоток либо шило;
— клей «Момент Кристалл»;
— двусторонний скотч;
— акриловые краски и кисти.

Началось всё вот с этого рисунка игрушки «Кузнецы», найденного в сети.

На его основе были подготовлены шаблоны для вырезания из картона, и дело пошло. Шаблоны можете сразу скачать здесь:

Хочется отдельно остановиться на основном материале для изготовления игрушки. Мы использовали микрогофрокартон (это одна из разновидностей упаковочного гофрокартона). Он трёхслойный (два плоских, один гофрированный), его толщина 1,5-2 мм.

Почему именно микрогофрокартон? Помимо того, что с гофрокартоном у нас вообще давние тёплые отношения, этот материал очень удобен в обработке. Он легко режется, а при склеивании нескольких слоёв получаются довольно плотные и прочные детали.

В принципе в качестве альтернативы можно использовать, к примеру, переплётный картон толщиной 1,5 мм. Но резать его тяжелее. Особенно сложно будет вырезать головы мужика и медведя.

К тому же микрогофрокартон гораздо дешевле. А если использовать б/у коробки, то он вообще обойдётся бесплатно. В коробки из микрогофрокартона обычно упаковывают кондитерские изделия, посуду, косметическую и фармацевтическую продукцию и многое другое.

Найти подходящие коробки не составит труда. А с учётом масштаба деталей, потребуется картона совсем не много.

1. Подготовка деталей игрушки «Кузнецы».

Вырезаем из картона по шаблонам все детали. Для удобства количество шаблонов равно количеству деталей.

Технология проста: вырезаем шаблон или группу шаблонов с небольшими припусками и прикрепляем к изнаночной стороне картона кусочками двустороннего скотча, после чего вырезаем детали. Более подробно и наглядно этот процесс продемонстрирован .

При размещении шаблонов на картоне обратите внимание на рекомендуемые направления волн гофрированного слоя (в файле есть соответствующие обозначения). От этого зависят и внешний вид, и механические характеристики деталей.

Вот вырезаны все детали наковальни:

Две трапециевидные детали (они нужны для заполнения зазоров между частями наковальни и планкой) необходимо сплющить.

Вырезаем детали кувалд. Ну, здесь вообще всё предельно просто.

В качестве рукояток будут отрезки деревянной шпажки длиной 30 мм . В данном случае лучше использовать шпажку потолще.
Далее вырезаем детали планок. Здесь для повышения жёсткости в среднюю деталь каждой планки на всякий случай вставлены кусочки деревянной шпажки (эта шпажка меньшего диаметра, чем шпажка для кувалд).

В принципе это делать не обязательно. Просто детали узкие и длинные, поэтому легко гнутся (особенно с учётом поперечного расположения волн гофрированного слоя). Не хотелось рисковать — на всякий случай укрепили.

Когда склеите слои планок даже без шпажек, прочность и жёсткость их заметно повысится. А поперечные усилия на планки при функционировании готовой игрушки «Кузнецы» прилагаться не должны. Думаю, в любом случае всё должно быть в порядке.

Но если всё же хочется большей надёжности, Вы знаете, как поступить. :)

На внешних деталях нижней планки сразу поставьте кончиком ножа небольшие отметки, где должна быть наковальня.

На всех деталях планок проделываем отверстия. Мы использовали пробойник из набора «Зубр».

Если же такого инструмента нет в наличии, то просто проколите отверстия шилом, а затем расширьте их шпажкой, кусочки которой будете использовать в качестве стержней при сборке игрушки.

Важный момент: шпажка должна свободно вращаться в отверстиях планки.

Переходим к самому сложному и ответственному этапу — вырезанию деталей мужика и медведя.

Здесь по 2 группы деталей в зеркальном отражении. Это сделано для того, чтобы у готовой фигуры с обеих сторон внешние детали располагались лицевым слоем наружу.

Поначалу мы даже прорисовали пальцы на лапах медведя и руках мужика. Но вырезать это слишком уж муторно. Хотя вроде даже получилось.

Итоговые шаблоны в этой части были упрощены, так что Вам будет чуть-чуть полегче. :)

Для тех, кто будет вырезать подобные фигурки из картона впервые, подсказка : сложные мелкие контуры (например, лицо мужика или морду медведя) следует прорезать короткими надавливающими движениями самым кончиком лезвия ножа. Сначала продавите таким образом контур участка, потом уже прорежьте линию на всю толщину картона.

И ещё на некоторых деталях сразу нужно проделать отверстия для стержней, на которых фигурки наших «кузнецов» будут крепиться.

Важный момент: а в этом случае шпажка должна входить в отверстие плотно.

2. Сборка игрушки «Кузнецы».

Склеиваем детали всех элементов игрушки.

В отверстие кувалды капаем чуть-чуть клея (для этого удобно использовать зубочистку) и вставляем рукоятку.

Склеиваем блоками детали наковальни, как показано на фото.

Затем склеиваем блоки. Прижмите рабочую поверхность наковальни к столу, чтобы она получилась ровной.

Склеиваем детали верхней и нижней планок.

Заодно подготовим 4 стержня. Длину определяем в зависимости от количества слоёв и толщины картона.

Наносим клей на трапециевидные детали наковальни и приклеиваем к нижней планке. Верхнюю планку тоже вставьте, чтобы удостовериться, что она двигается свободно.

Склеиваем детали мужика. Здесь соберите всю среднюю часть, приклейте к ней одну собранную сторону. Вторую сторону пока не присоединяйте.

Аналогично подготавливаем части медведя.

Ну вот, осталось только прикрепить наших «кузнецов» к подвижным планкам.

Вставляем в отверстия на ноге медведя и приклеиваем 2 стержня, как показано на фото.

Вставляем стержни в отверстия планок.

Смазываем клеем поверхность средней части медведя, а также отверстия на второй ноге. И приклеиваем оставшуюся часть фигуры так, чтобы стержни попали в отверстия.

Вставляем и приклеиваем кувалду.

Если планируете окрашивать игрушку, то кувалду можно пока не приклеивать. Даже лучше сначала окрасить части игрушки «Кузнецы», а потом уже приступать к сборке.

Аналогичным образом прикрепляем к планкам мужика.

Вот теперь всё. Наша картонная копия богородской игрушки «Кузнецы» готова!

Смешно сказать, но мы сами испытали детский восторг, когда опробовали её в деле. :) Работает ведь! Всё двигается, молоточки стучат — просто чудо))

Что и говорить про наших третьеклассников, которые, когда мы наконец предъявили результат, тоже рады были подвигать планочки и послушать звонкий перестук картонных кувалд.)

Кстати, в процессе подготовки описания появилась мысль, как сделать так, чтобы картонный «окрас» игрушки на торцах был более равномерный. Сейчас, как видите, одна половинка темнее, другая — светлее. Мелочь, конечно, но всё же...

Так вот, можно чередовать зеркальные слои: 1 слой из одной группы деталей, затем слой из второй группы и т.д.

На этом наша работа по созданию русской народной игрушки «Кузнецы» была завершена. Но точку пока ставить рано. Предстояло ещё игрушку раскрасить.

За выполнение этой задачи взялась артель художниц из нашего класса. А Володя взял на себя, скажем так, координационные функции. :)

Окрашивали игрушку акриловыми красками.

Девочки взялись за дело серьёзно, даже изучили образцы народных костюмов.

В итоге получилась вот такая нарядная и весёлая подвижная игрушка с традиционным сюжетом.

Теперь ждём итогов конкурса. :)

Друзья, как вам такое воплощение богородских «Кузнецов»? Мне кажется, такая игрушка вполне достойна того, чтобы использовать её по прямому назначению — для игр малышей.

Ультра-бюджетный вариант. Но это, конечно, не самое главное. Важнее всего то, что вы легко можете сделать игрушку своими руками и даже привлечь к этому занимательному процессу детей. Если в силу возраста вырезать-склеивать картонные детали ещё рановато, то уж для раскрашивания никаких возрастных ограничений нет.

* * *

PS. В преддверии праздника 8 Марта Оля Качуровская разработала новые тематические шаблоны для вырезания в продолжение серии праздничных шоколадниц.

Если Вы ещё не успели скачать бесплатные шаблоны в магазине Картонкино, забирайте наш подарок к празднику прямо сейчас:

С наступающим праздником, дорогие читательницы! Солнечного вам настроения! Пусть наступившая весна наполняет вас свежими силами, энергией, вдохновением! Пусть будет побольше поводов для радостных улыбок! Любви, счастья, семейного благополучия все вам!

До новых встреч на КАРТОНКИНО!

Ваша Инна Пышкина.

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Учитель. Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие игрушки из дерева.
Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе Богородском, что под Москвой.
Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что. Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и ножиком вырезала куклу.
Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А выросли – забросили свою Ауку.
Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.
Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:
– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?
– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?
– А не вырежешь таких еще? Все куплю.
– Ладно, приезжай к празднику.
Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и детям, и взрослым.
Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже интереснее, и перестали их красить.
Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.
Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением. Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по наковальне кузнецы: мужик и медведь.
А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо клевать зерна.
Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими штрихами наметьте высоту медведя.
2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы укладывается в высоте всей фигуры.
3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на симметричный характер фигуры.
4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину лап, туловища.
5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Дети поэтапно выполняют работу.

V. Итог урока

Конспект занятия «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы : альбомный лист, простой карандаш, цветные каандаши.

Богородские игрушки : дергунчики курочки клюют пшено, Мишка, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Воспитатель : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Воситатель : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Воспитатель : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Воспитатель демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .!

Воспитатель : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.

Воспитатель : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.

Воспитатьль: А теперь давайте попробуем с вами нарисовать, наши деревянные

игрушки. Дети выполняют работу.

Тема. «Богородская игрушка. Рисование медведя».

Цели. Развивать эстетические чувства; закреплять графические умения и
навыки в рисовании сложного объекта.

Оборудование. Матрешки, богородские игрушки.

Ход НОД

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Мы хотя и небольшие,
Но такие славные:
Все цветами расписные,
А одна – за главную.
Есть средь нас и крошки.
Кто же мы?

Дети. Матрешки.

Показ матрешек.

У. Из чего делали матрешек?

Д. Из дерева.

У. А теперь послушайте историю о том, как появились другие
игрушки из дерева.

Случилось это давным-давно, может, двести лет назад, а может, и больше, в селе
Богородском, что под Москвой.

Зимой ночи длинные, темнеет рано. Скучно в крестьянской избе ребятам. И вот
однажды захотела мать порадовать своих детей игрушкой. А купить не на что.
Стала она думать: если из соломы сплести, так живо растреплют. Если из теста
слепить – засохнет и развалится. И взяла она полено из-под печки, топором и
ножиком вырезала куклу.

Дети игрушке были рады. Баюкали, приговаривали: «Ay, ay». И назвали ее Аука. А
выросли – забросили свою Ауку.

Собралась как-то мать на базар, увидела игрушку, взяла с собой и продала.

Раз едет по селу телега, сидит в ней мужик и кричит:

– Кто на базаре деревянную игрушку торговал?

– Я торговала, – говорит женщина, – а тебе зачем?

– А не вырежешь таких еще? Все куплю.

– Ладно, приезжай к празднику.

Сделала баба игрушки и побежала по селу о своей удаче рассказывать, мастерство
свое показывать. Односельчане стали вслед за ней разные игрушки делать и купцам
продавать.

III. Знакомство с новым материалом

У. Лохматые ели, дубы, березы, липы плотным кольцом окружали
село Богородское со всех сторон. В одних соседних селах плели на продажу
кузовки и лапти, в других – делали деревянные ложки и посуду, а богородцы
вырезали игрушки. Они считались лучшими игрушечниками. Привозили они игрушки на
ярмарку не мешками, не корзинами, а целыми возами. Стоили игрушки недорого, но
разве в цене дело? Главное – это радость, которую дарили богородские игрушки и
детям, и взрослым.

Давайте рассмотрим изделия богородских мастеров. Чем эти игрушки отличаются от
остальных?

Д. Они не раскрашены.

У. У мастеров выработалась своя художественная манера, свой
стиль резьбы. Они увидели, что из неокрашенного дерева игрушки могут быть даже
интереснее, и перестали их красить.

Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, звери и птицы, сценки
из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

Каких героев сказок вы узнали?

Д. Богатыря Илью Муромца на коне, Царя Додона и Звездочета из
сказки «Золотой петушок»…

У. В Богородском научились мастерить игрушки с движением.
Потянешь за две планочки – игрушка ожила. Тук-тук – звонко бьют молотом по
наковальне кузнецы: мужик и медведь.

А вот на дощечке стоят куры – дерни за веревочку, и начнут они торопливо
клевать зерна.

Солдаты маршируют, кони лихо скачут, медвежата играют на балалайках. Героем
многих композиций является медведь, поэтому его мы и будем учиться сегодня
рисовать.

IV. Самостоятельная работа

ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ

1. Расположите лист вертикально. Проведите вертикальную линию. Легкими
штрихами наметьте высоту медведя.

2. Отметьте место головы, установив, сколько раз высота головы
укладывается в высоте всей фигуры.

3. Легкими прямыми линиями наметьте положение лап. Обратите внимание на
симметричный характер фигуры.

4. В технике легкого наброска продолжите уточнять положение и величину
лап, туловища.

5. Раскрасьте медведя в коричневый цвет.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!