Диагностика трудовых умений детей старшего дошкольного возраста. Самоанализ занятия НОД «Поможем растениям в уголке природы Диагностика трудовой деятельности в средней группе

Диагностика проводится в соответствии с требованиями образовательной программы, которая содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Примеры из опыта работы дошкольных образовательных учреждений:

Пример 1.

Труд в природе.

· Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль.

Критерии:

  • ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
  • ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
  • ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения

Критерии:

  • самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);
  • предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
  • не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход за ним

Критерии:

  • ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить

Критерии:

  • ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
  • раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
  • не может спланировать последовательность трудовых действий.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.)



Критерии:

  • самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
  • с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
  • не может выполнить задания.

Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений

Критерии:

  • все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
  • отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
  • качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты свести в Таблицу 4.

Таблица 4

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

требующий особого внимания - А

средний - Б

высокий - В

Хозяйственно-бытовой труд.

Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты свести в Таблицу 5.

Введение

2. Анализ и диагностика трудовых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста

Список используемой литературы

Приложение


Введение

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Изучение педагогической литературы показало, что на формирование положительного отношения к труду у дошкольников влияют различные факторы: формирование знаний и представлений о труде взрослых и его общественной значимости, развитие мотивов труда, усвоение умений и навыков, создание высокоэмоциональной атмосферы, методы и приемы педагогического воздействия.

Базой для проведения практики стал детский сад №__ г.Зеленогорска. Детский сад работает над проблемой создания условий для социально-личностного развития дошкольников.

Основой для планирования раздела «Трудовое воспитание» является комплексная образовательная программа В.И. Логиновой «Детство».

Организация процесса по созданию условий для трудового воспитания дошкольников регламентируется нормативными документами: Уставом ДОУ, Должностными инструкциями воспитателей и специалистов, Договором с родителями, Приказами по основной деятельности.

В ходе практики поставлены основные вопросы для наблюдения и анализа трудовой деятельности детей:

1. Организация коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, ремонту и подклейке книг, коробок для игр, уходу за посевами и посадками на огороде и цветнике и т.д. в старшей группе.

2. Организация труда с небольшими группами детей: уборка помещения, игровых уголков, стирка и глажение кукольного белья; ремонт игрушек и книг, изготовление игрового оборудования, поделок из природного материала; работа с тканью в старшей и подготовительной к школе группах; работа в природе, организация посевов и посадок, уход за растениями; работа в огороде и цветнике; уход за животными и др.

3. Организация трудовых поручений и работы с дежурными: обучение их выполнению обязанностей, оказание помощи и оценка результата.

4. Наблюдение и анализ организации трудовой деятельности детей: трудовые поручения, дежурства, коллективный труд.

5. Наблюдение за выполнением трудовых обязанностей или поручений некоторыми детьми, анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду.


1. Особенности труда детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе. Постепенно от группы к группе задачи трудового воспитания усложняются и расширяются. Начиная со второй младшей группы, в разделе «Труд в природе» выделяется подраздел «Работа в уголке природы», а в старшей группе как самостоятельный вид труда вводится ручной труд.

Организуя трудовую деятельность воспитатели обеспечивают всестороннее развитие детей, помогают им обрести уверенность в своих силах, формируют жизненно необходимые умения и навыки, воспитывают ответственность и самостоятельность. Педагоги детского сада учитывают основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей, а именно:

Подчеркивают общественную значимость труда;

Следят за тем, чтобы все виды труда и их содержание соответствовали возрастным возможностям детей;

Строго соблюдают нормы нагрузки, выполняемой детьми, не допуская их перегрузки и переутомления;

Постепенно расширяют самостоятельность детей;

Создают благоприятную психологическую атмосферу, формируют у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремление помочь друг другу;

Направляют внимание и усилия детей на качественное выполнение трудовых действий.

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ, объединяемых понятием «хозяйственно-бытовой труд»: содержать в порядке свои игрушки, настольные игры, пособия для занятий; протирать и мыть некоторые игрушки; протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых); стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.; накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки; подметать пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе; оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с веревки небольшое по размеру белье, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую; проявлять заботу о младших (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).

В соответствии с программой, трудовое воспитание включает основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего, в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки, самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность. В старшем дошкольном возрасте приобретаются новые навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы, связанные с ним, используются для решения более сложных воспитательных задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков поведения в окружении сверстников. Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он должен понимать нужды и затруднения окружающих.

Воспитатель на конкретных примерах разъясняет, как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся; при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее, чтобы приступить к своим обязанностям), не задерживаться у крана, чтобы все умылись вовремя, попросить разрешения пройти, чтобы не причинить неудобства кому-либо и т.п. Все это формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен ни поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его.

Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом переходя в постоянные обязанности дежурных. Дети поддерживают чистоту в комнате и на участке, ремонтируют игрушки, книги, оказывают помощь малышам. Особенность хозяйственно-бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить, привести всё в порядок после работы. В процессе труда дети проявляют старательность, стремление к хорошему результату, доброжелательно относятся к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда.

Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним.

Ручной труд - изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы, коры, кукурузных початков, косточек персика), бросового материала (катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т, п. - осуществляется в старших группах детского сада. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Труд в природе.

1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:

Ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;

Ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);

Ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).

2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:

Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.);

Предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;

Не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).

3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:

Ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);

Результат труда определяет при помощи взрослого;

Не справляется с заданием даже при помощи взрослого.

4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:

Ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;

Раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;

Не может спланировать последовательность трудовых действий.

5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.):

Самостоятельно выбирает необходимое оборудование;

С помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;

Не может выполнить задания.

6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:

Все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;

Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;

Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.

Результаты сведены в таблицу 1.

Таблица 1 - Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Фамилия, имя ребёнка

1. Умение принять цель труда

Воробьева Валерия

Горлинская Софья

Ильченко Денис

Ионова Вера

Шилин Иван

Шпак Сергей

НИЗКИЙ А - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ Б - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Таблица 2 - Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями

1. Умение принять цель труда

2. Умение выделить предмет труда

3. Умение предвидеть результат труда

4. Умение спланировать трудовой процесс

отобрать необходимое оборудование

6. Освоение трудовых навыков и умений

Хозяйственно-бытовой труд.

1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий.

2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать?

Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д.

Результаты сведены в таблицу 3.

Таблица 3 - Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ Б - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Таблица 4 - Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду

Ручной труд.

1) Ребёнку предлагается сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.

Педагог раскладывает перед ребёнком на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.

При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.

2) Воспитатель выявляет, насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата.

Результаты сведены в таблицу 5.

Таблица 5 - Диагностика сформированности ручного труда

Анализируя отношение детей определим, к какой группе относится ребенок:

НИЗКИЙ А - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ Б - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Таблица 6 - Уровень сформированности отношения детей к ручному труду

Таблица 7 - Сводная таблица сформированности трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста

Критерии обследования трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста (Приложение).

Таблица 8 - Результаты

1. У детей неплохо сформированы трудовые навыки и умения. Дети с удовольствием выполняют поручения взрослых, ответственно подходят к выполнению обязанностей дежурных.

2. В старшей группе у детей формируются навыки разнообразных видов ручного труда: вышивка, шитьё, бисероплетение, работа с природным и бросовым материалом и т.д.

Старший дошкольный возраст:

Должны знать о трудовой деятельности взрослых в следующих сферах:

промышленность;

транспорт;

строительство;

учреждения культурно-бытового обслуживания;

образование и медицина;

сельское хозяйство.

Знать об основных трудовых процессах, о материалах, орудиях, инструментах и механизмах, необходимых для работы.

Знать о взаимодействии людей разных профессий.

Знать о героических профессиях (космонавты, полярники, спасатели)

Критерии оценки реализации Программы трудового воспитания детей

I. Знания, умения, навыки воспитателя. Планирование работы

Знание воспитателем Программы трудового воспитания детей по разделам: «Самообслуживание», «Труд в природе», «Хозяйственно-бытовой труд», «Ручной труд».

Методическое обеспечение педагогического процесса по трудовому воспитанию.

Перспективное планирование работы.

Календарное планирование различных видов трудового воспитания детей. Система работы. Взаимосвязь с другими видами детской деятельности.

Методика проведения воспитателем занятий, руководство совместной и самостоятельной деятельностью по трудовому воспитанию детей. Индивидуальная работа.

II. Создание условий

Наличие оборудования для каждого вида труда и целесообразность его размещения.

Соответствие оборудования требованиям педагогики и СанПиНа.

III. Знания, умения, навыки детей.

Владение детьми трудовыми умениями и навыками в соответствии с требованиями Программы трудового воспитания.

Наличие интереса, самостоятельности и активности детей.

Использование детьми умений и навыков в самостоятельной трудовой
деятельности.

Знания детей о трудовой деятельности взрослых


Программа формирования трудовой деятельности у дошкольников

Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:

2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых.)

3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки ленточки.), салфетки для хлебницы и т.п.

4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть чашки, ложки и другую посуду после завтрака.

5. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить вареный картофель, резать вареные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье, собирать и чистить ягоды.

6. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах.

7. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть), спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение.

8. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.

Поэтому программа включает в себя следующие виды

§ ознакомление детей с трудом взрослых,

§ трудовое обучение;

§ участие в труде взрослых в детском саду;

§ сюжетно-ролевые игры;

§ работа с семьей.

Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

1. Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.

2. Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.

3. Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

1. Самообслуживание.

2. Хозяйственно-бытовой труд.

3. Труд в природе.

4. Ручной труд.

Цель и задачи работы: подготовительная группа

· Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

· Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

· Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

· Формировать потребность трудиться.

· Воспитывать любовь к труду.

· Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

· Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Организация труда по подгруппам

При организации трудовой деятельности детям было предложено на выбор несколько видов. Дети должны были выбрать наиболее интересный для себя вид деятельности.

Были предложены следующие варианты работ: изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок, уход за комнатными растениями, уборка групповой комнаты, сбор листьев на участке, вымыть игрушки, постирать кукольную одежду. Выбор данных видов деятельности обусловлен необходимостью их осуществления в группе. Вся проводимая работа проводилась под контролем воспитателя и помощника воспитателя.

Необходимо отметить, что дети меняли виды деятельности, мотивируя это тем, что: хочу заниматься и другим (20%); надоело это занятие (30%); все сделал, хочу еще помочь (40%). 10 % детей вид деятельности не меняли.

Таким образом, в результате наблюдения, были получены следующие результаты:

изготовление флажков для ребят из младшей группы в подарок – 5 человек;

уход за комнатными растениями – 4 человека;

уборка групповой комнаты – 3 человека;

сбор листьев на участке – 6 человек;

вымыть игрушки – 3 человека;

постирать кукольную одежду – 3 человека.


Организация мероприятий по ЗОЖ

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/

Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/

Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/

Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/

Воздушные ванны /перед сном, после сна/

Физкультурные занятия /3 раза в неделю/

Проветривание ванны /перед, после сна/

Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/

Полоскание горла /ежедневно/.
Травами /1 раз в квартал по 10 дней/

Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно

Профилактические прививки

Закаливание солнцем, водой /в летний период/

Профилактика плоскостопия /ежедневно/

Профилактика осанки детей /ежедневно/

Физкультминутки /ежедневно/

Подвижные игры /ежедневно/

Прогулки /в теплое время года/

Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н.М. Амосова, ребенок конца 20 – начала 21 веков сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диагностика трудовых умений и навыков детей дошкольного возраста

Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

Диагностика проводится в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы воспитания и обучения в детском саду исодержит критерии оценки трудовых навыков у детей дошкольного возраста по следующим видам труда: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; самообслуживание.

Выделяются следующие критерии оценки трудовых умений:

НИЗКИЙ - Н

СРЕДНИЙ - С

ВЫСОКИЙ - В

Примерный перечень умений и навыков в образовательной области «ТРУД»:

Овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Труд»

1 - 3 года

Способен к элементарному самообслуживанию (самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается, с помощью взрослого застегивает пуговицы, завязывает шнурки)

Выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагогов.

е зультатам:

Стремится соответствовать требованиям близких взрослых;

Помогаетв ответ на просьбу.

Знает и называет некоторые трудовые действия взрослых (моет, стирает, гладит, убирает и т.д.);

Имеет элементарные представления о работе мамы, папы, других близких (мама работает в магазине, папа работает шофёром и т.п.).

3 - 4 года:

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности;

Самостоятельно выполняет простейшие трудовые действия (убирает на место игрушки, раскладывает столовые приборы и т.п.).

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Способен довести начатое дело до конца: убрать игрушки, соорудить конструкцию и т.д.;

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Проявляет знания о разных процессиях (повар, парикмахер, водитель и пр.);

Знает, кем работают близкие люди.

4 - 5 лет

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно одевается и раздевается, обувается и разувается в определенной последовательности, складывает и убирает одежду, с помощью взрослого приводит ее в порядок;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, по занятиям.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Доводит начатое дело до конца;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Владеет знаниями о разных профессиях, опирается на них в играх (врач, шофёр, продавец, воспитатель и.т.д.);

Имеет представление о значимости труда родителей, других близких людей.

5 - 6 лет

Развитие трудовой деятельности:

Соблюдает последовательность в одевании и раздевании, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью;

Самостоятельно чистит зубы, умывается по мере необходимости;

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой, правильно сервирует стол, выполняет поручения по уходу за животными и растениями в уголке природы.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам:

Доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

Может оценить результат своей работы;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека:

Имеет представление о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

6 - 7 лет:

Развитие трудовой деятельности:

Самостоятельно ухаживает за одеждой, устраняет непорядок в своем внешнем виде;

Умеет планировать свою трудовую деятельность; отбирать материалы, необходимые для занятий, игр;

Ответственно выполняет обязанности дежурного;

Умеет создавать игрушки из природного, бросового материала, из бумаги.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его р е зультатам: педагогический трудовой воспитание

Старательно доводит начатое дело до конца, поддерживает порядок в группе и на участке детского сада;

Оценивает результат своей работы;

Испытывает удовольствие в процессе выполнения интересной для него и полезной для других деятельности;

Радуется результатам коллективного труда.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человек:

Владеет знаниями о разных профессиях, в том числе творческих: художников, писателей, композиторов;

Имеет представление о профессиях, связанных со спецификой родного города (села), о значимости труда взрослых, испытывает чувство благодарности к людям за их труд;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями

Пример для старшего дошкольного возраста

НИЗКИЙ Н - результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.

СРЕДНИЙ С - труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.

ВЫСОКИЙ В - ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.

Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда

Пример для старшего возраста

НИЗКИЙ Н - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».

СРЕДНИЙ С - ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.

ВЫСОКИЙ В - ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

Диагностика сформированности ручного труда (старший дошкольный возраст).

НИЗКИЙ Н - беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.

СРЕДНИЙ С - высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.

ВЫСОКИЙ В - развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.

Диагностика трудолюбия в процессе дежурств

Н (низкий уровень) - дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок - дело помощника воспитателя, других детей.

НС (ниже среднего) - отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.

С (средний уровень) - выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых.

ВС (выше среднего) - дети охотно, хорошо дежурят, сами помнят о своих обязанностях. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.

В (высокий уровень) - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Значение трудового воспитания для развития детей. Педагогические подходы к формированию представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста. Организация трудовой деятельности старших дошкольников, диагностика уровня их трудовых умений и навыков.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2017

    Особенности и виды трудовой деятельности детей дошкольного возраста в детском саду. Анализ и диагностика трудовых умений, навыков и трудолюбия детей старшего дошкольного возраста. Уровень сформированности отношения детей к своему труду и труду взрослых.

    отчет по практике , добавлен 22.07.2010

    Особенности и структура трудовой деятельности дошкольника. Формирование трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Условия содержания растений и животных в детском саду. Содержание труда по уходу за животными и растениями и методы руководства им.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2016

    курсовая работа , добавлен 24.04.2017

    Формы организации труда детей, воспитание интереса к нему. Уровни общих и специальных трудовых умений детей среднего дошкольного возраста. Апробация эффективности педагогических условий в формировании навыков выполнения трудовых поручений дошкольниками.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2014

    Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка. Особенности формирования трудовых умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе дежурства. Методы организации труда дежурных в старшем дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2011

    Формирование технических навыков и умений у детей старшего дошкольного возраста. Художественно-эстетическая творческая деятельность. Подготовка воспитателя к руководству изобразительной деятельностью, повышение художественных знаний и практических умений.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    курсовая работа , добавлен 28.06.2012

    Теоретические основы формирования представлений о труде взрослых у детей разновозрастной группы. Психолого-педагогические подходы к формированию представлений, экспериментальное изучение процесса формирования представлений посредством занятий.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2011

    Формирование технических умений и навыков у дошкольников в процессе изобразительной деятельности. Ознакомление детей с анималистическим жанром и обучение способам изображения животных. Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!