Цитаты и высказывания святых отцов. Святые отцы о семье и браке

Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом.

Преп. Марк подвижник

Нет ничего труднее искусства воспитывать. В самом деле, какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек, знающий это искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля. Но мы об этом нимало не заботимся, а обращаем внимание только на то, чтобы наши дети получили хорошее образование. Да и об этом заботимся только для богатства (чтобы получили выгодную профессию, хорошо устроились в жизни)… Страсть к деньгам и материальным благам овладела людьми. Она все покорила под свою власть и связала нас, точно невольников и скотов, и влечет, куда хочет… Любовь к богатству превратила и ниспровергла все и истребила истинный страх Божий. Как тиран разрушает крепость, так и она ниспровергла души людей. Потому-то мы и не печемся ни о спасении детей, ни о своем собственном, заботясь только о том, чтобы сделаться богатыми и оставить богатство своим наследникам… Вот отчего люди свободные делаются хуже рабов.

Свят. Иоанн Златоуст

Знание приводит к Богу, полузнание удаляет от Него.

Наука без религии - «небо без солнца». А наука, облеченная светом религии, - это вдохновенная мысль, пронизывающая ярким светом тьму этого мира. Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, - так говорит Христос (Ин. 8, 12).

Св. Лука Крымский (Войно-Ясенецкий)

Может ли образование быть одновременно и классическим, и христианским?

Во-первых , как говорил Св. Апостол Павел (Рим.1:19-20), Бог открывается людям через Свое творение и может быть узнан во всем сущим, христиане могут получать пользу от изучения греческой литературы и философии.

Во-вторых , эти занятия являются очень полезными для выработки обоснованной и рациональной веры; веры, которая менее всего будет восприимчива к лжеучению.
А также они готовят сердце к принятию Христа.

В-третьих , христиане должны подходить к чтению любых книг внимательно, выбирая то, что истинно и полезно, и отвергая то, что не соответствует действительности. Об этом хорошо говорил Св. Григорий Палама (в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»), сравнивая изучение языческой классики с использованием яда змеи для производства целебных лекарств: вначале нужно отсечь голову и хвост змеи, то есть исходную ошибочную мировоззренческую установку и неверные выводы, затем осторожно и умело добыть яд и приготовить из него целебные снадобья.

Но поскольку родители часто связывают классическое образование с «нехристианским» содержанием, с таким, например, таким как греческая философия и мифология, то разъясним эти вопросы через краткий экскурс в историю.

Итак, цикл учебных дисциплин («наук»), позже названных свободными искусствами, начал вырабатываться ещё в античности. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией. В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда, которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья. Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.

Слово «искусство» (лат. ars) в данном контексте следует понимать не как «художественное мастерство» (такое, ныне господствующее, понимание искусства сложилось только в Новое время), а как практическую науку, то есть системный взгляд, выработанный в ходе практических наблюдений природы.

Число свободных искусств ограничено семью; они выстроены в значимом порядке, определяющем уровни обучения: искусства слова (грамматика и риторика), мышления (диалектика) и числа (арифметика, геометрия, астроно­мия, музыка). Первый цикл (из трёх учебных наук) назывался словом тривиум (trivium), второй цикл (из четырёх) - квадривиум (quadrivium). Цикл математических наук оформился ещё в поздней античности (по-видимому, в Новой Академии, в рамках неоплатонизма), старшей из наук квадривиума признавалась арифметика:

«Итак, какую же из дисциплин нужно изучать первой, если не ту, что является началом и выполняет как бы роль матери по отношению к другим [дисциплинам]? Такова как раз арифметика. Она предшествует всем другим не только потому, что сам Бог, творец этого мироздания, взял её первой за образец своего мыслеполагания и по её [принципу] устроил всё, что через числа силой творящего Разума обрело гармонию в установленном порядке, но и потому арифметика объявляется предшествующей, что если устранить предшествующие по своей природе сущности, тотчас же устраняются и последующие. Если гибнут последующие, то ничего в статусе предыдущей субстанции не меняется».
(Боэций. Основы арифметики I,1).

Совокупность семи учебных наук рассматривалась как необходимый подготовительный этап для получения философского знания о мире. Вот список семи свободных искусств по Исидору Севильскому: Тривиум – Грамматика, Диалектика (логика), Риторика и Квадривиум –Арифметика, Геометрия, Музыка (Гармония), Астрономия.

В средние века обучение свободным искусствам воспринималось как подготовка к изучению более серьёзных дисциплин, таких как медицина или богословие. Позднее свободные искусства стали рассматриваться как самостоятельные науки, став во многом синонимом гуманитарных наук. В средневековых университетах семь свободных искусств изучались на младшем, артистическом, факультете, окончание которого давало право поступления на один из старших факультетов - богословский, медицинский или юридический. Другие учебные дисциплины стали постепенно проникать в этот замкнутый ряд лишь с XII века, и то с большим трудом. Даже современная западная система научных званий - магистр искусств и доктор философии (MA и PhD) отражает это древнее деление.

Позже, гуманисты поставили свободные искусства в иерархии знаний выше медицины и юриспруденции, в особенности развивая риторику и грамматику. В эпоху Реформации факультет искусств был переименован в философский факультет. В раннее Новое время систему свободных искусств сменила система дисциплин классических гимназий.

Итак, мы видим, что в раннее средневековье Отцы Церкви творчески переосмыслили достижения античной мысли в православном духе, и создали систему классического христианского образования, которая давала прекрасные результаты в течение тысячи лет, воспитала тысячи умнейших людей и просуществовала до Нового времени. Она состояла из четкого деления на три фазы: грамматику, диалектику и риторику, что вместе составляет Тривиум. Изучение свободных искусств учило умению анализировать и интерпретировать информацию, а также способности формировать и выражать своё аргументированное мнение.

Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который радуется Бог и радуются люди.

Совсем скоро, 1 сентября, к учебному процессу приступят множество школьников и студентов. Предлагаем ко вниманию поучения и наставления святых отцов Церкви об учении, знаниях и воспитании, которые настраивают на учебу и будут полезны для всех, кто дает или получает образование.

Святой Марк Подвижник

"Кто презирает знание и хвалится невежеством, тот невежда не только словом, но и разумом".

Святитель Московский Филарет

"Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера".

"Раздраженный наставник не наставляет, а раздражает".

Святитель Дмитрий Ростовский

"Сосуд не теряет своего запаха, дурного или хорошего, которым он прежде напитался: таково и воспитание детей! Поэтому необходимо с детства приучать их к доброму".

Иоанн Златоуст

"Какое искусство сравнится с искусством образования души и просвещения ума юноши? Человек знающий сие искусство, должен быть внимательнее всякого живописца и ваятеля".

"Благоповедение нужно, а не остроумие; нравственность, а не сила речи; дела, а не слова: это доставляет царствие, это дарует и действительные блага. Не язык изощряй, но очищай душу".

"Будем так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто".

"Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание".

Святитель Тихон Задонский

"Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины своей жизни склонность будет иметь".

"И из малого отрока может быть и Ангел, может быть и дьявол. Какое воспитание и наставление будет иметь, таков и будет".

Святой Иоанн Кронштадтский

"При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, — на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни".

"Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком".

Святой Паисий Святогорец

"Если во время учебы ребята будут как следует заниматься, то, хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться".

Старец Филофей

"Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости.

Преподобный Нил Синайский

"Кто хочет решительно воспитать детей своих, пусть воспитывает их в великой строгости и трудных занятиях, чтобы, отличившись и в науках и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих".

Преподобный Ефрем Сирин

"Как тело без духа мертво, так и знание без деятельности праздно".

"Знание лучше богатства; малый, но мудрый отрок лучше старого, но глупого царя".

Преподобный авва Нестерой

"Никто, каким бы знанием ни обладал, по суетной надменности не должен думать, что он может не нуждаться в наставлении другого".

Преподобный авва Феона

"Что познается не наукою, а опытом, того неопытный не может ни передать, ни умом понять или удержать, кроме того, кто самым делом с подобным усердием приобрел познание".

Преподобный Исидор Пелусиот

"Изучивший многие знания и искусства, хотя бы он был даровитее всех людей, не приобретает, без сомнения, глубоких сведений в каждом, потому что время, какое должно употребить на упражнение в первом искусстве и на изучение оного, тратится на изучение другого искусства. Напротив того, хотя преимуществует знанием многих искусств, но не преимуществует пред каждым из обучившихся до совершенства одному искусству. Посему и ты не желай знать все. Ибо следствием сего будет то, что не приобретешь точного сведения о каждом предмете. Но имея в виду одну цель, туда напрягай око разумения. В таком случае овладеешь делом".

Старец Иероним некоей замужней женщине дал следующие советы: “Слушай своего мужа, уважай его и ставь выше себя. Он многое познал. Не проси у него ничего. Бог дал тебе детей-ангелочков. Посмотрим, какими ты их сделаешь. Родители несут большую ответственность за своих детей. Я знаю одну женщину, у которой сын непослушный. День и ночь она молится за него. Я ей сказал: “Богу ты покажешь либо спасенное дитя, либо раны на своих коленях”.

Когда родители нерелигиозны, “ребенок не должен исполнять злые их пожелания, но должен хранить заповеди и исполнять волю Божию, - говорил старец Евсевий. - Потому что первая и большая заповедь, как учит Священное Писание, - это любовь к Богу и послушание Ему, которое выше любви и послушания родителям, родственникам, друзьям и любому любимому человеку или земному интересу”.

О воспитании детей старец Паисий говорил: “Первую духовную простуду дети схватывают благодаря открытым дверям чувств родителей. Больше всего их простужает мать, когда она не одета в скромность и опустошает своим поведением детей”. “Святая жизнь родителей извещает души детей, и они, естественно, вырастают послушными и благоговейными, без душевных повреждений, и дети радуют родителей, радуют и родители детей и в сей жизни, и в другой, вечной, где они снова вместе возрадуются”.

Старец Филофей поучал: “Родители пусть воспитывают своих детей с колыбели. Пусть они учат их страху Божию, пресекают их злые стремления и порывы, пусть не заискивают перед ними и не удовлетворяют их дурных пожеланий и вкусов. Как мягкий воск, который ты лепишь, как хочешь, принимает любую печать, так и из маленького ребенка ты можешь вылепить все, что пожелаешь. Буквы, написанные на чистой бумаге, останутся неизгладимыми. И то, что узнает маленький ребенок, неизгладимо останется с ним до старости”. “Если на дерево, когда оно мало, подует ветер и согнет его, а мы подставим столбик, то оно станет прямым, если же мы не подставим столбик, то оно навсегда останется кривым. Если оно вырастет и хорошо укоренится, а мы захотим его выровнять, тогда оно трескается и ломается. Так и наши дети. Когда они малы, будем укреплять их в вере и страхе Божием. Соорудим для них ограду и воздвигнем для них стену из поучений и добрых примеров, доколе они не укоренятся в добродетели, когда им не будет страшна никакая опасность”.

Интересны следующие советы старца Порфирия родителю, воспитывающему детей: “Не дави на своих детей. То, что хочешь им сказать, говори с молитвой. Дети не слышат ушами. Только когда приходит Божественная благодать и просвещает их, они слышат то, что мы хотим им сказать. Когда хочешь что-нибудь сказать своим детям, скажи это Богородице, и Она все устроит. Эта молитва твоя будет как духовная ласка, которая обнимет и привлечет детей. Иногда мы их ласкаем, а они сопротивляются, в то время как духовной ласке они не противятся никогда”. “Родители, у которых трудные и грубые дети, пусть не обвиняют самих детей, но того, кто стоит за их спинами, - дьявола. С дьяволом же мы можем воевать только тогда, когда становимся святыми”.

О воспитании детей старец Епифаний говорил родителям: “Больше говорите Богу о ваших детях, чем детям о Боге”. “Душа юного жаждет свободы, поэтому он с трудом принимает разнообразные советы. Вместо того чтобы постоянно давать ему советы и порицать за любую мелочь, возложи это на Христа, Богородицу и на святых и проси Их образумить его”. “С детьми обращайтесь, как с жеребятами, то подтягивая, то ослабляя уздечку. Когда жеребенок брыкается, не отпуская уздечку, ослабим ее, иначе же он ее порвет. И, когда он спокоен, тогда потянем за уздечку и поведем его, куда пожелаем”. “Родители должны любить своих детей как детей, а не как своих идолов. То есть ребенка пусть они любят таким, какой он есть, а не таким, каким бы они хотели его видеть - похожим на них”. А старец схимонах Паисий Афонский так говорил: “Мы должны помогать нашим детям до определенного момента. А потом, в дальнейшем, вверять их Богу. Ангел-хранитель рядом”.

“Сейчас, когда ваши дети еще маленькие, вы должны им помочь понять, что такое добро. А это и есть глубочайший смысл жизни”.

Еще сказал старец: “Я вижу, что сегодняшняя молодежь творит столько бесчинств, чтобы получить удовольствия, тогда как в духовной жизни они получили бы гораздо более глубокие Божественные радости. В удовольствиях человек может прожить минуту, десять минут, десять дней и целый год. Но с тех пор, как он их испытывает, он часто спрашивает, неужели в раю есть нечто лучшее, чем то, что он переживает здесь? Ныне молодые полагают, что получают что-то. Они напоминают голодных детей, которые подбирают то, что выбросили солдаты-оккупанты. Они грызут это и воображают, что нечто получили, тогда как это ничто...”.

А о. Иоанн (Крестьянкин) о воспитании детей говорил так: “Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания. И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?

Не мы ли - разорители домашней церкви, не мы ли - нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли - отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных.

Жизнь - трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из нее изгоняется Бог. Ведь когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира - воспитание потомства.

И надо нам с вами это понимать, ибо это - наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!..

А сколько слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребенка в школе.

И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны. Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это - крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо свое против целого мира, против самого дьявола.

Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь. Только бы не ослабела христианская убежденность и устремленность - вера наша...

Отцы и матери! Одни, без детей своих, вы спастись не можете - и это надо помнить!.."

Из материалов Сибирской Православной газеты

Возраст <детский> нежный – ребенок быстро усваивает то, что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратится в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам.


Иоанн Златоуст

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности <родителей> к житейскому: обращая внимание только на это одно и ничего не желая считать выше этого, они необходимо уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы... что они хуже даже детоубийц <...> Не так жестоко изострить меч, взять его в правую руку и вонзить в самое горло сына, как погубить и развратить душу; потому что ничего равного ей нет у нас.


Иоанн Златоуст

Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех.


Василий Великий

Дети должны проявлять всякую благодарность родителям, от которых жизнь, наставление и все, что имеют, получили. Благодарность эта состоит в следующем: во всяких нуждах им помогать; когда не имеют средств, кормить и одевать их; в старости, в болезни или в другом случае прикрывать или извинять их немощи, как сделали Сим и Иафет, сыновья Ноя (Быт. 9, 23), которые прикрыли наготу своего отца. Так говорится в Притчах: «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Притч. 23, 22). Хам, сын того же Ноя, показавший наготу отца своего, был наказан (Быт. 9, 25).


Тихон Задонский

Садовник привязывает саженцы к колу, укрепленному в земле, чтобы ветер и буря не повалили их. И сучки или негодные побеги отсекает, чтобы они не повредили дереву и не иссушили его. Поступайте так и вы с малыми и молодыми вашими детьми, привязывайте сердца их к страху Божию, чтобы не поколебались они от сатанинских козней и не оставили благочестия. Отсекайте растущие в них страсти, чтобы не выросли и не завладели ими, и не умертвили внутреннего нового человека, рожденного в святом Крещении. Ибо видим, что когда дети растут, то являются и растут вместе с ними и греховные страсти, как дикие побеги на дереве. Поэтому, чтобы эти дикие побеги не выросли и не повредили человеку, и не погубили его, омытого, освященного и оправданного святым Крещением, необходимо наказанием и учением Господним их отсекать. Отсекайте, возлюбленные, такие побеги в душах детей ваших, «воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).


Тихон Задонский

Вы помните, как за отеческое благочестие Ноя и Лота были спасены их сыновья и дочери. И ныне почитающие своих родителей получают от Бога великие блага: изобилие в доме, а впоследствии и изобилие вечное, как говорит об этом Иисус сын Сирахов: «Уважающий мать свою – как приобретающий сокровища» (Сир. 3, 4). Далее такой человек будет иметь честь и от сынов своих, согласно слову того же сына Сирахова: «Почитающий отца будет иметь радость от детей своих» (Сир. 3, 5). И если он молится Богу о здоровье или о счастье, его молитвы будут услышаны Богом: «В день молитвы своей будет услышан» (Сир. 3, 5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: «Почитай отца твоего и мать твою, <чтобы тебе было хорошо и> чтобы продлились дни твои на земле» (Исх. 20, 12) и еще: «Уважающий отца будет долгоденствовать» (Сир. 3, 6). Такой будет еще и славен перед всеми и на земле, и на небе, согласно следующим словам: «Слава человека от чести отца его» (Сир. 3, 11). Род его также будет долговечным, «ибо благословение отца утверждает домы детей» (Сир. 3, 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: «Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится» (Сир. 3, 14). Он удостоится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: «как лед от теплоты, разрешатся грехи твои» (Сир. 3, 15). Наконец, он не только благословен будет Богом на земле, пока жив, но и по смерти на страшном суде Христовом он услышит эти желанные слова: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34).


Димитрий Ростовский

Вы думаете, что сыну вашему полезнее всегда быть при вас, но кто это знает? И при вас, если Бог попустит, он может испортиться, и на чужих руках – сохраниться без вреда. Но где бы ни были дети ваши, с вами ли или в каком-либо заведении, внушайте им христианские правила и поручайте их Богу и заступлению Божией Матери.


Макарий Оптинский (Иванов)

О том, что он очень резвится, неприятно мне слышать. Дай Бог ему в характере быть похожим на овечку, а не на козленочка! Овечки бывают тихи, смирны и послушливы, а козленочки резвы, прыгливы, крикливы и бодливы, и за это самое они никому не приятны.


За непочитание родителей Бог великие наказания определил детям: 1) проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою!» (Втор. 27, 16); 2) смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев. 20, 9).


Тихон Задонский

Святой апостол учит: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем» (Кол. 3, 20). Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть, слушать в том, что угодно Господу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф. 6, 1). Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37).


Тихон Задонский

Рождение детей сделалось величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти, даровал рождение детей, являя в нем... образ Воскресения.


Иоанн Златоуст

Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих похристиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми.


Тихон Задонский

Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по-христиански. Внимайте этому, родители, чтобы не быть убийцами тех детей, которых вы родили на свет. Истинный отец не тот, который родил, но тот, который хорошо воспитал и научил. Родивший дал только жизнь, а хорошо воспитавший и научивший дал добрую жизнь. Мы в долгу у отцов, родивших нас, но у отцов, хорошо воспитавших и наставивших нас в благочестии, мы в гораздо большем долгу. Ибо родившие нас – родили к временной жизни; а отцы, воспитавшие нас в благочестии, рождают к вечной жизни. «Кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5, 19). Блажен отец, который родил и к временной, и к вечной жизни. Недостоин родитель, который к временной жизни родил детей, но к вечной жизни затворил им двери или дурным воспитанием, или соблазнами своими. Лучше человеку не родиться, чем родиться и быть в вечной гибели.


Тихон Задонский

Видим, что молодое деревце в любую сторону легко склоняется и куда склонится, в ту сторону и растет. Так и ребенок: чему научится, к тому и привыкает, чему научится, то и будет творить. Научится ли в юности добру – добрым будет всю жизнь. Научится ли злу злым будет на всю жизнь. Ребенок может стать и Ангелом, и диаволом. Какое воспитание и наставление получит, таким и будет: от воспитания, как от семени, все прочее время жизни зависит. Поэтому увещевает Божие слово родителей: «Воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 4).


Тихон Задонский

Родителям нужно молиться Богу о своих детях, чтобы Сам Он научил страху Своему и умудрил во спасение.Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видят. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят их наставить в добродетели. Иначе ни в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают ее в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединенное с жизнью,– достойное и сильное наставление: тем более наставление родителей.


Тихон Задонский

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреди пшеницы.


Макарий Оптинский (Иванов)

Вы думаете, что у детей кровавый понос оттого, что даете им в постные дни скоромную пищу, но они страждут это за грехи и невоздержание родителей. А в рассуждении употребления скоромной пищи старцы рассуждают так, что можно ею кормить их до трех лет, а в случае недугов их и до четырех, в каковом мнении их и я беспрекословно соглашаюсь с ними.


Антоний Оптинский (Путилов)

Слышал я, что бывали случаи, когда родители проклинали или заклинали своих детей, то они мгновенно исчезали; их уносил бес. Слышал также, что был случай, когда один из таких детей был возвращен бесом и рассказывал про себя, что он исполнял все дела, которые поручал ему исполнять бес во вред людям: «Я в это время всех видел, а меня и бывших со мной бесов никто не видел», – рассказывал он и весьма этому сначала дивился.


Варсонофий Оптинский (Плиханков)

А мне недавно пришла мысль такая: если вы первому сыну дали имя дедушкино и отцово, то посему и первой дочери, если ею ныне Господь благословит вас, хорошо дать имя бабушкино и матернее. Впрочем, примите это не за заповедь и не за совет, а просто за праздный помысел мой, а в свое время Сам Господь вразумит вас.


Антоний Оптинский (Путилов)

Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний… Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы…

Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему… Для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства…

Святитель Иоанн Златоуст

О наказании детей — 3-я часть беседы на места Священного Писания: беседа на слова «вдовица» и проч. — 3-я беседа на Первое послание к Тимофею

О наказании детей

Святитель Иоанн Златоуст (347-407): Откуда потери, откуда несчастия, откуда огорчения, откуда безчисленное множество зол? Не от того ли, что мы не стараемся исправлять порочных детей своих? Сирах, рассуждая о детях, вот как говорит: не веселися о сынех нечестивых… аще несть страха Господня с ними, не веруй животу их (Сир.16, 1-2). Ибо зарыдаешь плачем преждевременным и, не ожидавши, узнаешь о их гибели.

Сколько есть родителей, которые не хотят взять на себя труда исправить своих детей, непокорных и развращенных ! Они как будто боятся огорчить детей, если будут строгим словом обуздывать порочные наклонности, которым они предаются. Что же выходит? Безпорядки увеличиваются; безнаказанность доводит до государственных преступлений … Не исправляя их – делаетесь их сообщниками…

Если бы добрые отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, …ни наказания. Палачи есть потому, что нет нравственности

поблажающий?

Если видишь, что нарушается закон, накажи: когда суровым взглядом, когда язвящим словом, когда и упреком, порой же хвали его и обещай награду. Ударами же не злоупотребляй , чтобы не привык он к этому способу воспитания: ибо если приучится к тому, что его постоянно этим воспитывают, приучится и пренебрегать этим, и когда приучится он презирать это, тогда все потеряно. Но пусть все время боится он побоев , да не подвергнется им, пусть угрожают ему розгой, но не пускают ее в ход…

У иудеев был один священник, во всем прочем исправный и умеренный, по имени Илий, — пишет он. – У этого Илия были два сына, предававшиеся крайнему нечестию. Он не удерживал и не останавливал их, или лучше сказать, хотя и удерживал и останавливал, но не с надлежащей тщательностью и силой. Тогда как следовало сечь их, выгонять их из отеческого дома, употреблять все способы исправления, он только увещевал и советовал, говоря так: «Нет, дети мои… не делайте так, ибо не хороша молва, которую я слышу» (1 Цар.2, 24). Что говоришь ты? Они оскорбили Господа, а ты называешь их чадами? Они не признают Создателя, а ты признаешь родство сними? Потому и говорится, что он не их, ибо вразумление состоит в том, если мы не просто советуем, но если наносим рану сильную, решительную и такую, какой требует болезненная гнилость. Недостаточно только сказать или предложить увещание, но надо внушить и великий страх, чтобы пресечь беспечность юности. Итак, когда он, хотя увещевал, но не вразумлял, как должно было, Бог предал их врагам: во время сражения они пали, и сам он, не перенеся вести об этом, упав, разбился и умер. Видишь ли, как справедливо я сказал, что отцы бывают детоубийцами, не принимая сильных мер в отношении к безпечным детям своим и не требуя от них благоговения к Богу? Таким образом Илий сделался детоубийцей. Ибо хотя сыновей его умертвили враги, но виновником убийства был он, лишивший их помощи Божией своим нерадением о них и оставивший их беззащитными и открытыми для желающих умертвить их. И не только их, но вместе с ними он погубил и себя самого.

3-я часть беседы на места Священного Писания: беседа на слова «вдовица» и проч.

Часто многие из отцов делают все и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь [машина], великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся.

Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы нерадим о своих детях: заботимся об их богатстве, а душою их пренебрегаем , допуская крайне безумное дело. Ибо, хотя бы и велики и драгоценны были богатства, но если человек не способен распоряжаться ими добродетельно, то все погибнет и исчезнет вместе с ним и причинит владельцу крайний вред; а если душа его будет благородна и любомудра, то хотя бы у него не было собрано ничего, он будет в состоянии свободно распоряжаться имуществом всех. Итак, нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом, чтобы не увлекались житейскими предметами и пожеланиями . Нужно тщательно смотреть за входами их и выходами и за поведением и знакомствами, в той уверенности, что за небрежение об этом мы не получим прощения от Бога . Ибо если мы отдадим отчет в попечении о других: н икто, говорит апостол, не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор.10, 24), — то не тем ли более в попечении о детях?

Не поселил ли Я, скажет Бог, сына твоего с тобою с самого начала? Не приставил ли тебя к нему учителем, руководителем, попечителем и начальником? Не отдал ли в руки твои всю власть над ним? В нежном возрасте образовывать его и воспитывать повелел Я; какое же ты можешь иметь оправдание, если пренебрегаешь его неповиновением? Что скажешь ты? То ли, что он необуздан и упрям? Но это надлежало предвидеть вначале, когда он был способен к обузданию и весьма молод, и обуздывать его тщательно, приучать к должному, исправлять, наказывать душевные болезни его.

Когда возделывание более удобно, тогда и нужно исторгать терние: когда при нежности возраста оно легче может быть вырвано, когда страсти, оставленные в пренебрежении и возросшие, не сделались неудобоисправимыми. Посему и говорит премудрый: есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их (Сир.7, 25), когда воспитание может быть удобнее. И не только Бог повелевает, но и Сам содействует тебе в этом деле. Как и каким образом? Кто злословит отца своего или мать свою, говорит Он, того должно предавать смерти (Исх.21, 17)… Какое же можем мы сказать оправдание, если Он Сам не щадит даже их жизни, когда они оскорбляют нас, а мы даже не хотим выразить им неудовольствия, когда они оскорбляют Бога? Я, говорит Он, не откажусь даже умертвить оскорбившего тебя – а ты не хочешь даже опечалить словом преступающего Мои заповеди. Как это может быть достойно прощения?..

Кто неблагодарен и безчувствен по отношению к Богу, тот гораздо более неистовым может быть в отношении к родителю и к собственной душе .

Итак, не будем безпечными, зная, что дети, хорошо настроенные в отношении к Богу, будут честными и отличными и в отношении к настоящей жизни. Человека, живущего добродетельно и скромно, все уважают и почитают, хотя бы он был беднее всех; а порочного и развратного все отвращаются и ненавидят, хотя бы он владел великим богатством…

Не достаточно только сказать или предложить увещание, но надобно внушить и великий страх, чтобы пресечь безпечность юности

Не желая сечь, они наказывают словами; не желая опечалить сыновей своих, живущих безпорядочно и беззаконно, они часто потом видят их схваченными в крайних преступлениях, отведенными в судилище… Ибо, когда ты не наказываешь их, когда ты не вразумляешь, то они, прилепляясь к людям порочным и развратным и принимая участие в их нечестии, подвергаются общим законам и наказываются пред глазами всех…

Посему прошу и умоляю иметь великое попечение о своих детях и постоянно заботиться о спасении душ их…

Павел говорит …о детях: воспитывайте их в учении и наставлении Господнем (Еф.6, 4). Представляй, что у тебя в доме золотые статуи – дети; каждый день исправляй и осматривай их тщательно и всеми мерами украшай и устрояй их душу…

Когда нет благочестия, тогда и имеющееся богатство погибает с опасностями и крайним стыдом; а когда оно есть, тогда и неимевшееся прибывает. Если ты хорошо воспитаешь сына своего, то и он – своего сына ; и как бы некоторая цепь и ряд прекрасной жизни будет продолжаться всегда, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках. Если бы отцы тщательно воспитывали детей своих, то не нужно было бы ни законов, ни судилищ, ни наказаний …; закон положен, говорит апостол, не для праведника (1 Тим.1, 9). Но так как мы не заботимся о детях, то и подвергаем их великим бедствиям… Поблажающий сыну будет перевязывать раны его (Сир.30, 7), говорит премудрый. Что значит поблажающий? Милующий, жалеющий, услуживающий чрез меру. А он имеет нужду в строгости, наблюдении и страхе . Говорю это не с тем, чтобы мы были слишком жестокими к детям, но чтобы мы не казались им презренными. Если жена должна бояться мужа, то гораздо более сын – отца…

Все пороки происходят от нашей безпечности, оттого, что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию…

Для нас было бы легко и удобно исправление детей, …если бы и дома они постоянно слышали от нас беседы о любомудрии и советы о том, что должно делать… — тогда скоро они явили бы нам зрелые плоды добрых семян…

Кого не наказывают родители, того наказывают внешние законы. Воспитывайте детей в учении и наставлении Господнем (Еф.6, 4). Это – первое и величайшее из благ.

3-я беседа на Первое послание к Тимофею

Апостол Павел говорит, что жена спасется чрез чадородие, если пребудут в вере и любви и в святыни с целомудрием (1 Тим.2, 15). Он говорит о воспитании, что отцы и матери могут пожать плоды добродетели своих детей, когда хорошо воспитают их. В том немалая, но весьма великая будет состоять для них награда, что они воспитали ратоборцев Христу…

Воспитывайте детей своих в наставлении и поучении Господнем с великим тщанием. Юность неукротима и имеет нужду во многих наставниках , учителях, руководителях, …воспитателях. И только при таких условиях возможно обуздать ее. Что конь необузданный, что зверь неукротимый, — то же самое есть и юность. Поэтому если в начале и с первого возраста поставим для нее надлежащие пределы, то впоследствии не будем иметь нужды в великих усилиях; напротив, потом привычка обратится для них в закон . Не позволим им делать того, что приятно и вместе вредно, не будем угождать им, потому что они дети, — но преимущественно будем их сохранять в целомудрии. Ибо это угождение более всего приносит вреда юности. О целомудрии мы особенно должны заботиться, к этому мы особенно должны быть внимательны…

Нам вверен важный залог – дети. Будем поэтому заботиться о них и употребим все меры, чтобы лукавый не похитил их у нас. Между тем, теперь у нас все происходит наоборот… Об имуществе для них мы заботимся, а об них самих – нет. Видишь ли, какое безумие овладело нами? Прежде образуй душу сына твоего, а стяжание он уже после получит. Если душа у него нехороша, то он не будет иметь не малейшей пользы от денег; и наоборот, если ей дано правильное образование, то бедность нисколько не повредит ему … Для детей, не получивших правильного образования, бедность лучше богатства ,потому что первая, даже мимо их воли, удерживает их в пределах добродетели, между тем последнее, хотя бы даже кто и желал сего, не позволяет вести жизнь целомудренную, но увлекает, ниспровергает и вводит в бесчисленное множество преступлений…

«Избранные беседы святого отца нашего Иоанна Златоуста

духовно-назидательного содержания». 2006г.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!